18 декабря
Как выжить в кризис, если ты - маркетолог

Александр Цыпкин, экс-PR-директор «Мегафона», директор по развитию и специальным проектам адвокатского бюро S&K Вертикаль и «ведущий пиарщик Петербурга»  на конференции Hello, Blogger рассказал о будущем в условиях кризиса и о том, как изменится подход к PR и маркетингу.

Как выжить в кризис, если ты - маркетолог

В начинающемся кризисе можно проследить две тенденции:

  1. Информация будет открытой. Теперь каждый - СМИ.
  2. Появится маркетинг негатива. Люди будут злыми. 

Сегодняшние реалии слишком туманны, чтобы предсказывать с точностью, когда пойдет волна кризиса. Есть мнение, что он уже начался 16 декабря, но пока все слишком заняты валютной паникой, чтобы рефлексировать о том, а где, собственно, начало кризиса. Сейчас люди сметают с полок магазинов все, что только возможно, но уже после Нового года, понятное дело, станут тратить меньше, но при этом требовательнее относиться к услугам. Сокращения трат будут происходить на уровне психологии – это сейчас несколько сотен рублей еще кажутся незначительной суммой, а в условиях кризиса станут заметной тратой! Градус агрессии в нашем обществе и без того был очень высок, а градус озлобленности агрессивных людей без денег будет запредельным. Как потребители будут выражать свое недовольство? Разумеется, в отзывах! 

В Америке говорят: «человек человеку волк». В России актуален другой эвфемизм - «человек человеку бревно». А надо обязательно оставаться человеком, то есть именно сейчас важно сделать так, чтобы у вашей компании появилось лицо. Врать в лицо тяжело и прилюдно оскорблять знакомых тяжело. В компании должен быть человек, с которым она бы ассоциировалась. Лучше всего, когда это собственник, а пиарщик только управляет его появлениями. 

Иллюстрации - проект SoapTriller специально для «Медузы»

Особенность российского менталитета – все живут как в последний день, поэтому тратить деньги не перестанут, однако будут придирчиво выбирать, кому эти деньги отдать. Именно поэтому компаниям так важно учиться работать с негативом и тренировать коммуникативные навыки. Придется убеждать, что ваши продукты и услуги не такие плохие, какими их могут попытаться показать. Задача PR в этих условиях – превращать хейтеров в евангелистов. Хейтерами становятся от чувства несправедливости. Это люди, которые думают, что их обманули, поступили с ними нечестно, а вам предстоит узнать причины их ненависти, говорить с ними по-человечески. 

Ваш бренд должен обзавестись «адвокатами» - лидерами мнений, которые могут поддержать в сложный момент. Это могут быть всего лишь несколько человек, которые не за деньги напишут, что негатив, вылитый на вашу компанию, похож на заказной. 

Даже в условиях кризиса не будет так, что все бизнесы закроются в одночасье. Наоборот, компании, которые раньше и не думали о маркетинге, начнут это делать сейчас – чтобы выкрутиться и выжить. Да, сейчас все урежут рекламные бюджеты, но неизбежно вернут их позже. Кризис – отличная возможность для небольших маркетинговых и PR-агентств, которые будут решать большие задачи. У таких агентств нет колоссальных расходов на офис, секретарей и кофе-машины. Они более гибкие и готовы работать в текущих условиях – им просто ничего другого не остается. PR-услуги будут стоить так же, как и сейчас, но придется доказывать, что ты стоишь своих денег. 

В период кризиса начнет пропадать реклама в СМИ, следующая на очереди – наружная реклама. Интернет-реклама, скорее всего, продолжит свое существование, потому что ее проще измерить и проследить конверсию. Ну и, кроме того, интернет пока в моде. 

Какие сферы бизнеса будут востребованы в кризис? Юридические услуги - теперь юристы занимаются разрешением сложных спорных вопросов. Если когда-то проблемы решали криминальными путями, то сейчас это происходит в суде. Медицина (цены на лекарства будут расти), дешевый фастфуд (готовить многие не умеют, но есть хотят) и здоровые качественные продукты (те, кто их покупал, продолжат делать это и дальше) – перспективные отрасли на ближайшее время.

Софья Веснина

Поделиться
Плюсануть
Запинить
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть


Вам может понравиться