«Три сестры в театре им. Моссовета: пронзительно и светло

Начну с крамольного: я не очень люблю Чехова на сцене. На мой скромный взгляд, его произведения созданы для неторопливого, вдумчивого, спокойного чтения. И пьесы – в том числе. Нужно обладать невероятным актерским и режиссерским мастерством, чтобы поставить и сыграть пьесу Чехова правильно – не скучно, драматично, по-настоящему.

Сцена из спектакля «Три сестры», реж. А. Кончаловский
Ирина — Галина Боб, Маша — Юлия Высоцкая,
Ольга — Лариса Кузнецова
Фото : www.mossoveta.ru

Поэтому, попав пару раз на крайне неудачные постановки, я пьес Чехова в театре откровенно побаиваюсь. Ну, разве что, «Чайку» смотреть не страшно, там все же на сцене есть движение, ДЕЙСТВИЕ. А в «Трех сестрах» все происходит ЗА сценой. Пожар за сценой, дуэль за сценой, помолвка за сценой… Только эмоции НА сцене. Поэтому классические постановки «Трех сестер» часто навевают зевоту: у режиссеров и актеров не всегда хватает чего-то важного, чтобы «дотянуть» эмоциональный накал на сцене до соответствующего градуса происходящих «за кулисами» событий. А при том, что «поставить Чехова» — своего рода «гештальт» едва ли не каждого уважающего себя режиссера, вы понимаете, посредственных спектаклей, увы, много больше, чем это в принципе нужно даже для школьников, пытающихся постигнуть тайны Чехова в десятом классе.

Все так, но… знаете, недавно я видела, КАК должен выглядеть идеальный «чеховский» спектакль.

«Три сестры» идет на сцене театра им. Моссовета в постановке одного из тех режиссеров, которого уже сейчас, при жизни можно назвать Великим. Андрей Сергеевич Кончаловский (простим ему попытку накормить всех «дома» ради искусства!) ставит Чехова уже не в первый раз – несколько лет назад на сцене все того же театра им. Моссовета шла «Чайка», затем он поставил «Дядю Ваню», а теперь вот пришла очередь и «Трех сестер». При этом по настоянию режиссера «Дядя Ваня» и «Три сестры» должны быть в репертуаре театра с минимальным интервалом (один день) и смотреть их рекомендуется также – подряд.

Сцена из спектакля «Три сестры», реж.А. Кончаловский
Фото: www.afisha.ru

С «Дядей Ваней» у меня пока не сложилось (выше я уже честно предупредила, что к Чехову на сцене отношусь весьма подозрительно). А вот «Три сестры» — наверное, лучший спектакль «без вывертов», который я видела за последние несколько лет. Там важно все. Прекрасная сценография и очень интересные декорации (как говорит сам Андрей Сергеевич, оба спектакля должны идти в едином пространстве, в одних и тех же декорациях). Замечательные костюмы. Мягкий, аккуратный музыкальный фон. Но все это детали, потому что главное, конечно, Актеры. Вот правда – «Три сестры» это три часа чистейшего наслаждения прекрасной актерской игрой. Сестер играют Лариса Кузнецова, Юлия Пересильд и Галина Боб (ранее роль Маши исполняла Юлия Высоцкая, но в силу разных обстоятельств в составе исполнителей произошла замена). Они все очень разные и очень интересные, и за каждой героиней – своя история и судьба. Знаете, это всегда видно – живет артист в своей роли, или надевает ее только ради нескольких часов спектакля. Так вот здесь все эти замечательные артистки ЖИЛИ на сцене, были своими героинями. Это производит совершенно потрясающее впечатление (по контрасту с недавно посмотренными в этом же театре «Опасными связями – вот Ольга Кабо (не в упрек ей будет сказано) совершенно не жила в образе госпожи де Метрей, она просто надела на себя ее образ, как платье, чтобы потом легко снять). Совершенно необычно выглядит Вершинин в исполнении Александра Домогарова – мы привыкли видеть его скучающим, странным и таким, слегка пресыщенным женским вниманием красавцем, а здесь перед нами немолодой, скучный, усталый человек, который ничем (даже голосом!) не напоминает нам о его исполнителе. Это настолько ДРУГОЙ Домогаров, что сначала егодаже узнать невозможно (вы только вдумайтесь: не узнать Домогарова! Это вообще как?!?). Прекрасен Александр Филиппенко в роли Чебутыкина – хотя, впрочем, Филиппенко, наверное, прекрасен везде одним фактом своего присутствия на сцене. Очень интересны Тузенбах и Соленый, которых играют Павел Деревянко и Виталий Кищенко соответственно. Вообще, в этом спектакле нет неинтересных образов. И неживых, картонных – тоже нет…

Сцена из спектакля «Три сестры», реж. А. Кончаловский
Маша — Юлия Высоцкая, Вершинин — Александр Домогаров
Фото: www.mossoveta.ru

Чехов – это паузы. Это второй и третий смысл в каждой фразе. Это медлительное, но очень эмоциональное действие, и если в конце спектакля у вас на глазах слезы, значит, вы смотрели НАСТОЯЩУЮ постановку. Теперь я не представляю себе, как можно сыграть «Трех сестер» иначе. А финал – звенящий, жесткий, абсолютно необычный, пронзительный смотрится и актуально, и трагично и очень органично. Причем все это одновременно.

…Андрей Сергеевич сидел на этом спектакле за режиссерским столиком. Спектакль готовился к показу в Лондоне, и режиссер вышел на сцену, честно предупредив зрителей, что им посчастливилось (или наоборот, не посчастливилось) присутствовать при этаком «генеральном прогоне». Посчастливилось. Это был прекрасный спектакль. Зрители были со мной солидарны, овация длилась почти десять минут, зал вызывал актеров и режиссера на поклон не один раз. Вот так, только так, и никак иначе, — только так нужно и можно ставить Чехова…

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Метки: slider, спектакля, театр

Источник