СОТВОРЕНИЕ ЭМОЦИЙ: ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЕНИЙ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Искусство, возможно, одна из самых плодотворных и загадочных сфер. Здесь все призрачно и неоднозначно — каждый решает сам, что он видит, но мало кто догадывается, что хотел донести художник. А еще искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Микеланджело Буонарроти, творец Давида и художественных сводов Сикстинской капеллы, пожалуй, как никто другой знает, какого это — быть преданным искусству и отдаваться ему с головой, душой, сердцем и всей жизнью. 

Потребителя сейчас сложно удивить чем-то новым. Еще два года назад, когда мультимедийные выставки только появились на арт-небосклоне, все культурники-искусствоведы с тонкой душевной организацией возблагодарили технологии за увеличения интереса к картинам и их творцам со стороны масс: билеты сметались в один миг, книжные полки пустели, а поисковики штурмовали Ван Гог, Дали, Айвазовский и другие мастера кисти и палитры. Но сейчас ситуация изменилась — мультимедийная история встала на поток, выставки штампуются одна за одной, эксплуатируя популярность гениев, только успевай открывать кошелек и покупать новый билет. А тут предложили оценить творчество итальянца Микеланджело. Скульптур, художник, архитектор, мыслитель, поэт... Фигура настолько многогранная и восхищающая даже в 21 веке, что даже сложно представить, чем организатор может удивить. 

Место проведения — кирха святой Анны, такая яркая и будто бы новая снаружи, мрачная и наполовину разрушенная внутри. Полопавшаяся от времени и пожара краска, осыпающаяся штукатурка, сырость, видавшая виды дранка и держащая своими объятиями старые стены... Такая угнетающая атмосфера... И все как в 80-х, будто открылся ларец Госфильмфонда с новым шедевром. Старец, тяжело дыша, крутит кинобабину, рассказывая параллельно историю, задыхаясь и забывая дышать, демонстрируя свое дело всей жизни — Сотворение мира глазами Микеланджело, величайшего мастера эпохи Возрождения. 

Интро — ретроспектива Ренессанса с самыми знаковыми творениями да Винчи, Ботичелли, Санти, Рафаэля и других, подводя к самому главному — величайшему труду человека, творению, которому Микеланджело отдал всего себя, называя эту работу радостью и мукой в стремлении к совершенству. Забавно, что мастер позволил себе маленькую нескромность — изобразить себя, втискиваясь в канву библейской истории... Но то убиенный в руках Варфоломея с искаженным от мук лицом. Гипотезы гласят — это тонкий намек на принуждение верхов закончить работу, аллегория на искупления греха и... страдание создателя над грандиозной и масштабной работой, которая отняла все силы. Но его история Сотворения человечества, разбитая создателями выставки на кусочки, дает полную картину древних сказаний и чувств всех четырехсот участников событий. 

По мнению ведущего создателя и творца эпохи Возрождения, красивая вещь никогда не даёт так много боли, как неспособность слышать и видеть её. И современность исправляет эту оплошность, давая новую жизнь легендарным фрескам Сикстинской капеллы и творчеству знаменитого итальянца: своды Ватиканской церкви так высоки, что простому смертному до нее не дотянуться и не увидеть деталей, а вот разбитое на десятки и сотни частиц полотно приближает к великому, позволяет буквально прикоснуться к прекрасному. И ощутить тот вихрь эмоций и ощущений, который пытался донести творец до человека смотрящего. Вивальди, Моцарт, Орф, Дженкинс и другие вдыхают жизнь в гладкие полотна. Здесь рождение и жизнь, грех и спасение — весь цикл, который прошло мироздание. В старых стенах кирхи слышен шепот влюбленных Адамы и Евы, указания Ноя, стон толпы под треск адского огня и плач Девы Марии, проливающей слезы про сыну своему Христу. Те тридцать пять минут, за которые ожившие полотна рассказывают библейскую историю, воплощенную кистью и руками Микеланджело, ты переживаешь восхищение, страх, боль, катарсис и просветление, смахивая в конце подступившие к глазам слезы. Если это так красиво просто на картинках в сочетании с музыкой, то как это прекрасно живьем в Ватикане? 

Гений Микеланджело не только задал тон направления всего искусства эпохи Возрождения, но перевернул всю мировую культуру. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Только с долотом в руках он был по-настоящему счастлив. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов, создающих формат 3D, пусть его грандиозным фрескам уже много лет и веков. «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его...» - писал Микеланджело, раскрывая тайны своего мастерства и дарования. Один его Давид, копия которого стоит в подворье лютеранской церкви святой Анны, многие годы считался идеалом изображения человеческого тела — так тонко и искусно гению удавалось изваять в куске камня величайшее творение Бога, которое, казалось, способно ожить, прикоснись к нему... Выставка «Микеланджело: Сотворение мира» показывает не только масштабность работ итальянца, но и его скульптуры, которые прославили его еще при жизни. Ты словно обходишь каждую, видя каждый изъян и изгиб, ощущая холод камня и тепло рук создателя. И это пожалуй, лучшее, что может нам дать мир современных технологий — оказаться там, где нас нет, прикоснуться к прекрасному, напустить жажду культурных познаний и подарить несравнимое удовлетворение... 

Стены не внушают доверия, ступени скрипят под натиском истории и туфель, старик ведет под крышу кирхи, тыча пальцем в Иисуса, являющемся в черно-белом изваянии камня на обшарпанном потолке. И если в Москве выставка прошла в креативном пространстве, заточенном под подобные события, то разрушенная лютеранская церковь в Питере стала лучшим местом для явления шедевра мирового искусства. Бывает так, что ты просто смотришь, видишь, анализируешь и выдыхаешь, забывая, а случается и такое, что ты чувствуешь. Посетив мультимедийную выставку о сотворении мира, я с трудом сдерживала слезы: сколько боли в этих фресках, сколько страданий заперто в руках создателя, но как прекрасно и величественно то, что показано. И хочется думать, что потраченные на билет деньги пойдут не в чей-то карман, а на восстановление церкви, где до 22 октября продлится выставка. Микеланджело тоже с чего-то начинал. Да и спроецированные на стенах-дранках шедевры мотивируют воссоздать первоначальный облик священного здания, вернув ему жизнь. Ведь это возможно? Даже после Страшного суда. А в нашем случае пожара. 

Просто обязательный MUST VISIT! 

СохранитьСохранить

Источник