"Си блаженая Олга родомь бе пльсковитина"

Детальный рассказ о псковских корнях княгини Ольги мы узнаем из житийной литературы. Памятник княгине Ольге на Октябрьской площади в Пскове. Вероятно первоначальный текст жития княгини Ольги появляется в последней четверти XII века, или в самом конце XII века. В рукописях XIII - XIV веков встречаются 2 кратких Проложных жития: южнославянское и русское. Причем Псков упоминается только в русской редакции, очевидно под влиянием летописного текста: "Си блаженая Олга родомь бе пльсковитина, жена же Игоря, князя всея Руськыя земля, иже сидяше в Кыеве." В 50-60 годы XVI века появляется сразу четыре редакции жития княгини Ольги: 1.Псковская редакция (написана псковским агиографом Василием-Варлаамом, вероятно, в 1553 году) 2.Сокращенная Псковская редакция (обработанная неизвестным псковским книжником Псковская редакция жития в 60-е годы XVI века) 3.Пространная редакция (вобрала в себя все известные тексты о княгине Ольге, создана между 1556 и 1563 годами) 4.Редакция Степенной книги (между 1560 и 1563 годами, является вариантом Пространной редакции) Именно, в Псковской редакции впервые упоминаются: 1. Выбуты, как родина княгини Ольги ("Святаа и блаженнаа великаа княгиня Олга рускаа родися в Плесковьскои стране, в веси, зовомыа Выбуто" 2.Основание Ольгой Троицкого собора ("Посемь же посла много злата на Плескову реку, идеже виде лучю Трисиятелнаго Божества, на сорудение божественыа церкви Святыа Троица") . 3.Предсказание Ольгой основания города Пскова ("На месте сем будет церкви Святыа и неразделимыа Троица, и град будеть велик и славен зело и всем изобилен будет") В XVII веке на основании текста Степенной книги возникает еще несколько редакций жития княгини Ольги: 1.Редакция Иоанна Милютина 2.Редакция Димитрия Ростовского 3.Украинская редакция (на украинском языке) 4. "Особая" редакция ------------------ Очевидно, что фраза ранней редакции жития "Си блаженая Олга родомь бе пльсковитина" стала источником вдохновения для псковского агиографа Василия Варлаама. Сведения о Выбутах, основании Троицкого собора и города Пскова являются художественным вымыслом автора Псковской редакции жития. Соответственно, данный текст не может быть использован как источник по истории X века.

Источник