Рисуй то, что видишь на самом деле


Привет, любители котиков и рисования! (Я знаю, что ни те, ни другие не пройдут мимо рисунка с мордахой Лил Баб.)

В этой записи нет волшебного рецепта, как научиться рисовать котиков за час. Зато здесь есть рассказ о том, как я работала над этой карандашной зарисовкой, и несколько подсказок от художника-самоучки для тех, кто также учится рисовать самостоятельно. 

Почему я рисую именно котиков? На что обращаю внимание во время рисования? Как мне помогает теория правополушарного рисования? 

Для начала выберем симпатичную фотографию в хорошем разрешении и подготовим рабочее место. Чем больше котиков, тем лучше!

(По лицу Табиты заметно, что она немного ревнует.)

Ноут, кошка бельё сушится...
Кстати, я не просто так выбрала для рисования интернет-знаменитость, да ещё и кошку.

Во-первых, размещение таких работ в инстаграм очень греет самолюбие. С помощью подходящих хэштегов мы охватываем сразу несколько целевых групп: художников, любителей котиков в целом и поклонников Лил Баб в частности (а фанаты готовы простить любые технические огрехи в исполнении - лишь бы кумир выглядел узнаваемо). Так что с момента публикации пост собрал уже более сотни лайков.

Во-вторых, у всех этих интернет-котиков весьма специфическая внешность. (Взгляните ещё раз на Grumpy Cat из предыдущего поста.)
А это помогает мне войти в режим так называемого "правополушарного рисования".
За подробностями я сразу отсылаю вас к книгам Бетти Эдвардс. "Откройте в себе художника", например. Эту работу я так и не дочитала, кстати, не говоря уже о практике, но даже первые главы оказали огромное влияние на моё творчество.

Вот что о правополушарном рисовании нам рассказывает Википедия:
"Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину". Ссылка ►

А теперь своими словами.
Если бы я решила нарисовать котика исходя из представлений левого полушария о том, как должен выглядеть котик, то получила бы что-то вроде этого:


Очень симпатичный, но не очень достоверный котик
Голова, треугольные уши. Вот такие глаза у котиков - с вертикальными зрачками. Треугольный нос, кошачий рот, усы, конечно. (Усы будут наверняка торчать из первого попавшегося места на морочке.) Можно ещё вспомнить про вибриссы над глазами и добавить детали.

Но на самом деле всё не так!
Если нарисовать Лил Баб с типичными кошачьими чертами, которые услужливо подсовывает наша аналитическая половина мозга, она не будет сама на себя похожа.
Поэтому мы будем отталкиваться от тех форм и цветовых пятен, которые видим в реальности, на самом деле.


Я стараюсь забыть, что рисую котика, и ищу на картинке простые геометрические формы, которые помогут мне построить правильные пропорции рисунка.
Например, треугольники. Вот два разнобедренных треугольника слева и справа (которые уши, но мы стараемся не думать о том, что это уши!), а между ними такой же по размеру, только перевёрнутый (верхняя сторона - между ушами, нижняя вершина - нос).

Продолжаю работать с простыми формами, намечаю окружности и кончик языка. (Обратите внимание, какие у неё круглые глаза! Совсем не такие, как у кошки, нарисованной по памяти.)

Я стараюсь чаще переключаться между разными участками рисунка, не застревать в одном углу - так я вижу пропорции в целом.
Когда основные черты и формы зафиксированы, можно начинать работать с деталями.
В глазах у Лил очень много бликов. Они разные по форме - тут и прямоугольники и кружочки. Их нельзя игнорировать, иначе не будет объёма и взгляд не получится достоверным.

Когда блики готовы, я прорабатываю самые тёмные участки и принимаюсь за рисунок шерсти.

Лил Баб. Начало
Рисунок шерсти представляет из себя абстрактные формы, так что теперь гораздо легче расслабиться и просто переносить на бумагу то, что видишь, как можно точнее.
Я продолжаю переключаться между разными участками рисунка: то уши, то лоб, то щёки, то подбородок. Выясняется, что на груди у Лил Баб крайне кучерявые волосы.

Третья с конца картинка - почти законченный вариант. Но штрихи мне кажутся слишком жёсткими и контраста не хватает, поэтому я ещё раз прохожусь по зарисовке карандашом и ластиком, размазываю и высветляю.
Я не стремлюсь к фотографической точности и гиперреализму, поэтому расставляю дополнительные акценты там, где считаю нужным.

Лил Баб зарастает шерстью
Сорок минут пролетели незаметно. Ставлю подпись, делаю последнее фото рисунка.

Кстати, это отличная привычка - поэтапно фотографировать этапы своей работы.
(Не только потому, что потом можно ими поделиться и написать такой вот крутой пост.)
Через объектив отчего-то очень хорошо становятся видны участки, на которых нарушены пропорции или баланс света и тени - их тут же хочется подкорректировать.

Но даже если что-то в рисунке останется неидеальным - у вас всё равно получится картинка с милым котиком, а котиков любят почти все!

А теперь размещайте свою работу в соцсетях и блогах, ставьте хэштеги, получайте поддержку и сами поддерживайте других начинающих художников.
И думайте о том, какую мохнатую знаменитость нарисовать следующей. Может быть, енота?

Сколько котиков вы видите на этом фото?


Источник