Редакционная политика блога

Солнце светит и растет трава,Но тебе она не нужнаВсе не так и все не то,̶Когда у вас нет редполитики(с) Анастасия Дербасова Если вы прочитали первый выпуск "Редактуры на коленке" и вернулись, значит, у вас есть блог (текстовый, фото, видео, аудио - все равно текст), его читают не только ваши друзья и подруги, и вы хотите структурировать работу с ним, а также достичь максимально возможных результатов при минимуме вложенных ресурсов. В сегодняшнем выпуске расскажу, что такое редакционная политика, почему она нужна блогу, где подсмотреть примеры и как разработать собственные принципы организации работы площадки. Напоминаю, что серия постов "Редактура на коленке" основана на личном опыте, и не претендует на универсальность. Редакционная политика блога - набор принципов, в том числе морально-этический комплекс, которыми автор руководствуется при работе с материалом и оформлении текста. Имеет значение, ведете вы блог в одиночку или у вас целая команда с главным редактором. В таком случае нужно заранее решить, кто имеет право менять эти принципы: только редактор или кворум из авторов. Основные разделы: цели и задачи;  целевая аудитория;  тематика; принцип отбора тем для публикации; работа с источниками; ценности блога; правила блога; право читателя на дискуссию; работа с рекламодателями; работа с материалами блога. Вы можете написать основы своей политики, сжечь бумажку, а пепел растворить в шампанском и выпить. Можете сделать отдельную страницу в блоге, чтобы все желающие могли ознакомиться с вашей политикой. Можете держать принципы в уме и исправлять их в случае столкновения с новой ситуацией. В Журнале редакционная политика живет в голове редактора и еще в ее записной книжке, но я буду приводить примеры из своего опыта. Редполитика: основные разделы Цели и задачи. Для чего вы завели блог и какие задачи хотите решить в процессе? Сформулировать это нужно в первую очередь для себя самой. Я понимаю и осознаю, зачем веду Журнал: мне не хватает медиа, которое бы разговаривало с женщиной простым человеческим языком о том, с чем приходится сталкиваться каждый день, об отношениях с мужчинами без чепухи о "мужском" и "женском", о книгах и фильмах, о сериалах, да хотя бы о новых кафешках. Хочешь сделать хорошо, сделай это сама - и я делаю, причем без привлечения бесплатной рабсилы со стороны, в отличие от некоторых. А для читательниц написала раздел "О проекте": Целевая аудитория. Моя сложилась в процессе, пока я писала о себе и для себя: женщины от 24 до 35 лет (69,5% читательниц блога), проживающие в городах с населением от 300 000 до 1 000 000 человек, разделяющие ценности феминизма. Эти данные легко отследить через статистику Гугла, да и по комментариям примерно видно, кто читает ваш блог. Процент мужчин среди моих читателей совсем небольшой (17,5%), и я никогда на них не ориентируюсь в своих постах. Предполагается, что большинство моих читательниц имеют высшее образование, но как это проверить, я пока не придумала. В прошлом году был прирост томской аудитории (40% от общего числа), не совсем понятно, откуда. Тематика. О чем вы будете писать. Список тем Журнала наглядно представлен через разделы блога и список тэгов. Я пошла дальше - часть меток в облаке не высвечивается, только наиболее общие и часто используемые. Принцип отбора тем для публикации. Он нужен даже в случае, если вы - единственная авторка проекта. Иногда мне очень хочется написать на околополитическую тему или о breaking news, но благодаря внутренним тормозам я сдерживаюсь. Если вдруг в Журнале появятся другие авторки (эта задача стоит в списке дел на завтра), они точно также обязаны будут придерживаться политики блога. Работа с источниками. Составьте список доверенных источников: СМИ, блогов, пабликов ВК, групп в ФБ - откуда вы будете брать информацию. Это работает для блогов, которые пишут об актуальной повестке, например, феминистских, посвященных проблеме насилия в семье или локальных блогов о городской повестке (научитесь уже брать новость с сайтов информагентств, они ходят на пресс-конференции и пишут выжимку). Не стоит постить непроверенную информацию, почитайте о фактчекинге и применяйте его в своей работе. Проще проверить в трех разных источниках, чем выкладывать "утку".  Ценности блога. Например, в Журнале работают стремление к объективности и непредвзятости; уважение к личности (я стараюсь не писать о конкретных людях, в крайнем случае - писать обтекаемо, без указания имен и характерных черт); независимость (потому и рекламы нет); толерантность; крайняя нетерпимость к любым формам дискриминации; правило "выбери сестру".  Правила блога. Ни раз не пришлось никому указывать на их существование, а вообще самые общие: все материалы являются отражением субъективной оценки авторки; могут содержать оценочные суждения, но никогда - язык ненависти или вражды; от комментирующих я жду примерно того же плюс никаких драк между собой. Право читателя на дискуссию. Решите, насколько вы готовы к дискуссиям в комментариях. Потому что есть люди, которым это совсем не нужно. А для других комментарии - главное в блоге и свидетельство читательской реакции. Работа с рекламодателями. Примеры: один томский блогер согласен "писать рекламные посты по теме строительства, инструментов, ремонта. А также музыки и звукового оборудования. Тексты пишу только сам на основании материалов рекламодателя. Пометку "реклама" могу не ставить, но из текста все равно будет ясно, что публикация оплачена". Я написала все на странице "Сотрудничество": Ну и так далее, все зависит от ваших желаний и возможностей (про нативную рекламу в блоге будет отдельный пост. сейчас все кинулись на этом зарабатывать, и результат самый плачевный). Еще мне кажется, что в Томске с рынком рекламы все очень плохо, и блогерам тут стараются ничего не заказывать (и я прекрасно понимаю рекламодателей!). Работа с материалами блога. Не лишним будет четко прописать, на каких условиях вы разрешаете использование материалов вашего блога. Потому что я как-то попала в ситуацию, когда человек наладил трансляцию моих текстов на свой сайт и еще ругался со мной, утверждая, что так делать можно. Во избежание поставьте в подвале блоге значок копирайта и свое имя, будет проще доказать авторство в случае чего. Если, конечно, вы цените свою работу. Можно сделать проще: напишите, кто вы, о чем говорите, почему именно об этом, в каком формате, для кого, и с какой периодичностью выходят ваши публикации. Это наиболее экономный вариант для самых ленивых. Но хотя бы в таком виде политика блога существовать должна, если вы действительно хотите, чтобы вас читали. А примеры всегда можно подсмотреть, забив соответствующий запрос в Гугл (я так и сделала в свое время). Примеры редполитики Пример текста "о сайте" с перечислением принципов редакционной политики: Wonderzine Пример редакционной политики блога, принимающего статьи авторов со стороны: Нетология Пример редакционной политики личного блога: Блог Сергея Сухова Также можно вдохновляться подборкой редполитик известных изданий от Главреда: Редполитики Все нашла за пять минут по одному запросу. Но еще во времена ЖЖ стали популярны так называемые "верхние посты", в которых автор знакомил новеньких со своим блогом, правилами и так далее. Например: В блогспоте есть возможность делать отдельные страницы, хотя не факт, что кто-то действительно дает себе труд при первом посещении пройтись по всем разделам и почитать, куда и к кому пришел. Но я лично стараюсь всегда найти раздел "о себе", в каком бы виде он не существовал в конкретном блоге, и изучить личность автора. И вам советую. Зачем нужна редакционная политика? Как я уже писала не один раз - если вы сами не знаете, зачем делаете все это, как вы можете ждать, что к вам придут (и тем более останутся) читательницы? Кроме того, я с удовлетворением замечаю, что в интернете становится все больше людей, которым важно, чтобы онлайн-пространство было не менее безопасным и вежливым, чем оффлайн. Никто уже не хочет слушать ругательства от менеджеров среднего звена, прячущихся за никами и аватарками, эти типажи постепенно сползаются в свои заповедники и там ругаются друг с другом до посинения. Точно также все больше людей, которым и в блогах хочется видеть чистую, правильную речь без ошибок и нелепых очепяток, со вкусом или по смыслу подобранные иллюстрации, интересные и полезные истории, аргументированное мнение. Редакционная политика - вас шанс превратить свой блог в площадку, на которую захочется вернуться. Скажем, у меня есть пример блогера, который пытается поддерживать хорошие отношения со всеми своими знакомыми, даже с теми, кто проповедует устаревшие и дискриминирующие взгляды. В итоге в комментарии к постам этого человека совсем не хочется заходить, потому что там заповедный край сексистов, мизогинов, нетолерантности и прочих "прелестей" дикого интернете 2000-х. Он не занимается чисткой, у него явно нет никакой редакционной политики и даже сколько-нибудь твердых жизненных принципов, он просто кидает пост и отписывается от комментариев, а там хоть трава не расти. Как результат - в комментах помойка, заходить в блог лишний раз не хочется. Хотя пишет о важном. Так что будьте заиньками, работайте над собой и следите за чистотой в доме. В следующий раз поговорим о блогинге фактов и блогинге эмоций. Что почитать: историю The Huffington Post А еще у меня есть архивный канал в телеграме, куда я скидываю заинтересовавшие меня статьи на тему блогинга и редактуры: Блогинг и около него.

Источник