РАЗБОР ФИЛЬМА «ВРАГ (Enemy, 2013)

Герой один или их все же двое? Одна личность (актёр по имени Энтони) выполняет роль оболочки (подозреваю, что он главная сущность), а вот вторая личность (учитель, которого зовут Адам) – это выражение желаний и сомнений Энтони. Паук – образ мамы или жены? В комнату вошла жена, поэтому логично предположит, что паучиха – это недовольная супруга, которая не может добиться от мужа желаемого. К тому же, с переживаниями именно жизни с женой и с ее беременностью связано эмоциональное расстройство главного героя (в прошлом была какая-то трагедия, после которой, наверное, все началось). С другой стороны, не напрасно мама героя вообще появилась в сюжете. Она выражает явное недовольство тем, что сын никак не возьмётся за ум. Его «неправильное поведение» в финале явно заставляет мать быть недовольной своим сыном. Разгневанная паучиха в финале фильма может олицетворять собой семейный уклад в целом, который, как путина, затягивает Энтони и не даёт ему вырваться (отчего у него и возникают    желания, не вяжущиеся с семейными ценностями). То есть это образ женщины, «плетущей» вокруг себя семейные узы. Ещё это может быть все то темное, что сидит глубоко и не двигаясь, как паук в своей паутине, выжидая жертву (жена актера как могла контролировала его, пытаясь затащить в семейную паутину). Паук может быть и символом путаницы в мыслях героя, безнадежности и мрака (большой чёрный паук в противовес светлой новой жизни, готовой появиться на свет). Примечательно, что чёрный мотоциклетный костюм Энтони тоже напоминает паука. Это один из ключиков к тому, что главных героев здесь все же не два. При этом блондинки в психологическом плане отличаются друг от друга ровно настолько, насколько и преподаватель отличается от актера: одна тихая, спокойная и подозрительная, вторая – раскрепощенная и легковерная. Нас знакомят с учителем (тихий мирный парень) и с актером (вспыльчивый и кажется агрессивным). Один ездит на автобусе, второй предпочитает мотоцикл, один снимается в кино, второй не любит фильмы. Но по мере развития сюжета схожесть персонажей бросается в глаза, а финал фильма с интересом Адама к запретному в итоге объединяет две сущности, и получается, что кажущиеся абсолютно разными на первый взгляд они в итоге ни чем не отличаются друг от друга. Это понятно из эпизодов с разговорами про чернику, из манеры общения с мамой и тем фактом, что авантюризм Адама (решил познакомиться с двойником) нисколько не уступает авантюризму Энтони.   Именно в момент ДТП, когда погибает основная личность (которая к своему счастью обрела наконец жизнь желаемую), и происходит «превращение» жены. Скромняга-учитель занимает место актера, а жена, которая, я уверена, поняла, что это не ее муж, принимает облик … ну вы видели. У каждого из нас есть внутренний двойник, наше «подсознание», которое, взбунтовавшись, может свести нас с ума. Наши тайные желания, сомнения, неудовлетворенность — наш враг. И мы сами себе враги. Правильного ответа о том, как с этим жить, нет ни у героя фильма, ни у нас с вами. По сути, Вильнев рассказал простую бытовую историю (мужчина, не удовлетворивший своих желаний, разочаровавшийся в сложившейся жизни и мечтающей о свободе от семейных уз, идёт на поводу у своего внутреннего врага, не особо и сопротивляясь). Завернув такую ситуацию в философский фантик, Вильнев подарил нам отличное кино, над которым интересно порассуждать. Что ещё может означать паук?

Источник