Психотерапия против романтики

«Сирано» в театре МОСТ. В антракте за мной в очереди в туалет стоят две молоденькие девчонки и плачут. Не навзрыд плачут, а так – хлюпают носами. Потом они обнимаются и желают друг другу встретить такого, как Сирано. И каждая, небось, при этом думает: «Уж я-то не пропущу Сирано, ни с кем его не спутаю, не ошибусь, как эта дура Роксана!». А какой он, Сирано? И почему они хотят такого? Потому что он поэт и умеет красиво говорить? Или девчонок трогает его любовь и верность Роксане в течение стольких лет? Любовь, о которой эгоистичная, капризная героиня и не догадывается? Мы так мало знаем о Сирано. Каким бы он был мужем? Был бы он способен содержать своих детей? С таким вздорным характером Сирано вряд ли мог гарантировать семье спокойную жизнь. Романтика! Вот о чём плакали эти девчонки. А ведь именно литература заставляет нас мечтать о романтике. Как психологи предлагают поступать с безответной любовью? Если человек, которого вы полюбили, не отвечает взаимностью, важно признать: он или она вас не любит. Отгоревать, отгрустить. Сделать паузу. А потом, через время, попытаться найти другого человека – того, кто сможет ответить на ваши чувства. Не отрекаются, любя, Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, А ты придёшь совсем внезапно. Для меня нет тебя прекрасней, Но ловлю я твой взор напрасно. Как виденье, неуловима, Каждый день ты проходишь мимо. Но я верю, что день настанет, И в глазах твоих лёд растает. Летним зноем вдруг станет стужа, И поймёшь, что тебе я нужен. Да ладно! Чего это он придёт совсем внезапно, зачем? И с какого перепугу она поймёт, что вы ей нужны, если она каждый день мимо вас проходит? Да она вообще о вашем существовании знает? Психотерапия не считает такую любовь нормальной. Вот что пишет психолог Александр Лоуэн в книге «Удовольствие. Творческий подход к жизни»: Признавать, что вас не любят, больно. Мне кажется, это самое сложное. Гораздо проще лелеять надежду, что всё изменится: любимый человек одумается и воспылает. Однажды утром он проснётся и поймёт, что именно вас всегда искал. Как хочется в это верить. Горевать тоже больно, и горевать не хочется. Сделать паузу сложно. Многие игнорируют и эту стадию, проскочив две предыдущие, т.е. не приняв то, что они не любимы, и не отгоревав. Я пришла к выводу, что больше всего нуждаются в отношениях те, кто только что расстались со своими партнёрами. Такие люди спешат на сайты знакомств. У них может быть много энтузиазма, который в итоге ни к чему не приводит. Например, они ведут активную переписку, но едва речь заходит о свидании, пропадают. Или вы уже встречаетесь с таким человеком, и вдруг он вам сообщает, что возвращается к бывшей или бывшему. А ведь новый поиск эффективен только с чистым сердцем, и когда отношения закончены с обеих сторон. Литературные герои – другое дело. Только представьте, что все они, от Сирано де Бержерака до Великого Гетсби,  стали в одночасье осознанными. Будет ли интересно читать о том, как они постепенно и без резких движений меняют свою судьбу? Вот что говорит писатель Юрген Вольф в книге «Литературный мастер-класс» о романе Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит»: Расцеловала бы его за эти слова! Вольф предлагает отделять жизнь от художественной литературы. Верность мечте, идеальному образу кажется вам романтической. А что, если отложить книгу? Как насчёт живого, близкого человека, которого вы видите каждый день? Правда, наливая вино или чай, он всегда пачкает стол, шумно сморкается, когда болеет, и не читает вам стихов о любви. Не идеальный. Не Сирано. Литературные герои проживут ещё много веков, и не одно поколение девушек будет плакать по Сирано. Обычная жизнь чуть короче. Вам правда так нужна эта романтика?

Источник