Правозащитники

8.2. Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации Синергия потенциалов Уполномоченного и региональных уполномоченных многократно увеличивает возможности защиты прав человека. Уполномоченный уделяет особое внимание развитию и укреплению взаимодействия со своими коллегами - региональными уполномоченными, опираясь на российское законодательство и нормы международного права о развитии независимых национальных учреждений по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод. Формирование единой системы государственной защиты прав человека на всей территории Российской Федерации, начало которому было положено более 20 лет назад, завершилось в 2016 году. Во всех 85 субъектах Российской Федерации в настоящее время действуют специальные законы об уполномоченных по правам человека, на основании которых прошли необходимые назначения (выборы) должностных лиц органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Возрастающее с каждым годом количество жалоб, поступающих в адрес региональных уполномоченных, свидетельствует об укреплении доверия к институту со стороны граждан. В 2017 году в общей сложности к уполномоченным по всей стране поступило 200 тыс. обращений, в результате рассмотрения которых были отменены многие несправедливые решения судов, пересмотрены незаконные и необоснованные постановления должностных лиц, восстановлены нарушенные права граждан, выплачены компенсации за причиненный моральный и имущественный вред, возвращено доброе имя невинно пострадавшим в ходе уголовного преследования. Федеральный и региональные уполномоченные образуют уникальную двухуровневую систему государственной правозащитной деятельности, в которой они являются независимыми органами. При этом созданный механизм взаимодействия федерального и региональных уполномоченных обеспечивает соблюдение единых подходов к решению правозащитных проблем в целом и по конкретным случаям, связанным с необходимостью объединения усилий в восстановлении прав граждан. В организационно-правовом плане это обеспечивается посредством согласования Уполномоченным кандидатур при назначении на должность и освобождении от должности региональных уполномоченных в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В 2017 году Уполномоченным были согласованы кандидатуры в 13 субъектах Российской Федерации: в республиках Алтай, Мордовия и Саха (Якутия), в Кабардино-Балкарской и Чувашской республиках, в Ростовской, Сахалинской, Иркутской, Магаданской, Тульской и Ленинградской областях, в Пермском крае и городе Санкт-Петербурге. Каждой процедуре согласования предшествовали рассмотрение представленных законодательным органом документов на кандидата специально созданной в Аппарате Уполномоченного комиссией на предмет их полноты и соответствия требованиям действующего законодательства, изучение его правозащитного опыта, жизненного пути, а затем собеседование. В 2017 году по 9 кандидатурам на должность регионального уполномоченного документы были возвращены, поскольку кандидаты или представленные ими документы не соответствовали установленным критериям. Уполномоченный считает, что процедура согласования и дальше должна совершенствоваться. В частности, следует рассмотреть вопрос о возможности включения в состав комиссии по региональным уполномоченным не только должностных лиц Аппарата, но и независимых экспертов. Кроме этого, отмечается необходимость проведения стажировок для впервые избранных региональных уполномоченных. Тематика, методика, порядок организации проведения обучения Уполномоченным прорабатывается. Основными элементами механизма взаимодействия уполномоченных по правам человека являются: совместные приемы граждан; оказание взаимной помощи при разрешении проблем; координационные советы; проведение совместных мероприятий; обмен и распространение опыта правозащитной деятельности; участие региональных уполномоченных в составе Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В целях проведения совместного приема граждан с участием представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный посетил Республику Татарстан (30 июня), Хабаровский край (12 сентября), Чеченскую Республику (19-20 сентября) и Республику Крым (26 ноября). Результатом работы на территории стало решение проблем, связанных с оказанием медицинской помощи, восстановлением прав на свободу и личную неприкосновенность - переводом заключенных для отбывания наказания ближе к месту жительства, переселением ряда граждан из аварийного жилья и другими вопросами. В 2017 году положительным опытом стало проведение приема граждан в режиме видеоконференц-связи, посредством которой состоялось общение с жителями Кабардино-Балкарской и Чеченской республик, Еврейской автономной области, Свердловской, Ивановской и Ярославской областей, в котором приняли участие уполномоченные по правам человека, а также руководители соответствующих государственных органов в субъектах Российской Федерации. По результатам видеоприема гражданам была оказана помощь в разрешении следующих жизненных ситуаций: получение бесплатных лекарственных препаратов, приобретение соответствующего слухового аппарата для ребенка-инвалида, получение компенсаций за ущерб, причиненный в результате чрезвычайной ситуации природного характера, получение жилья для гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение судебного акта о взыскании задолженности по уплате алиментов, обращение в компетентные органы о без вести пропавших. Партнерство всегда предполагает взаимную помощь. В 2017 году к Уполномоченному поступило 415 обращений от региональных уполномоченных с просьбой об оказании содействия в решении вопросов защиты прав граждан (в 2016 году - 287 обращений). Чаще всего региональные уполномоченные обращались за помощью по жалобам на условия пребывания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, а также по вопросам проведения дознания и предварительного следствия, прохождения военной и правоохранительной служб. Со своей стороны, Уполномоченный в 2017 году также обращался к региональным уполномоченным за содействием в разрешении 96 конкретных жалоб граждан. На сегодняшний день широкое применение получило взаимодействие федерального и регионального уполномоченных по вопросам проведения совместных проверок и мониторингов соблюдения прав граждан в той или иной сфере общественных отношений. Так, в рамках подготовки к Единому дню голосования 10 сентября 2017 г. Уполномоченным совместно с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации в соответствии с рекомендациями ЦИК России проведен мониторинг помещений для голосования на предмет их доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении удачной практикой объединения усилий стало взаимодействие Уполномоченного с уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае по вопросу погашения задолженности по заработной плате более 6 тыс. работников ФГУП "Главное военно-строительное управление № 6", в том числе и бывшим работникам; с уполномоченным по правам человека в Красноярском крае по защите прав ряда осужденных, в связи с условиями содержания под стражей в исправительных колониях; с уполномоченным по правам человека в городе Севастополе по вопросам регистрации бывших украинских военнослужащих по месту жительства с учетом адреса военного комиссариата; с уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике по вопросам соблюдения прав граждан при уголовном преследовании, поиска без вести пропавших лиц, возмещения морального и материального вреда. В течение года от региональных омбудсменов в адрес Уполномоченного поступило 39 предложений по совершенствованию законодательства, касающегося реализации прав и свобод граждан. Часть из них поддержана и направлена в соответствующие органы государственной власти для реализации. Так, инициатива уполномоченного по правам человека в Ленинградской области о внесении изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части передачи полномочий по контролю за исполнением законодательства в данной сфере субъектам Российской Федерации с одновременным наделением должностных лиц органов социальной защиты полномочиями субъектов производства по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 9.13 КоАП РФ "Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур", легли в основу законодательных предложений, направленных Уполномоченным Председателю Правительства Российской Федерации, которые были учтены в Федеральном законе от 7 июня 2017 г. № 116 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Одним из наиболее значимых направлений взаимного сотрудничества федерального и региональных уполномоченных в сфере законотворчества является подготовка системообразующего документа - проекта федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", разрабатываемого совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. По ходатайству Уполномоченного 17 региональных уполномоченных были включены в состав рабочей группы при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, что дало им возможность непосредственно участвовать в подготовке указанного законопроекта. Принятие на федеральном уровне единого нормативного акта, закрепляющего дополнительные гарантии деятельности региональных уполномоченных, будет способствовать повышению их статуса, расширению компетенции, унификации методологических подходов к развитию системы государственной правозащиты в России. Традиционными площадками для обмена опытом в решении наиболее значимых проблем по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина являются Совет уполномоченных по правам человека (далее - Совет уполномоченных), в состав которого входит Уполномоченный и региональные уполномоченные - председатели Координационных советов федеральных округов, и Координационный совет российских уполномоченных по правам человека (далее - Координационный совет). В 2017 году проведено четыре заседания Совета уполномоченных и два заседания Координационного совета с широкой правозащитной повесткой, центральное место в которой занимали проблемы защиты права человека на благоприятную окружающую среду и законодательное обеспечение деятельности региональных уполномоченных (24-25 июля 2017 г., город Владимир), вопросы защиты прав инвалидов (14 декабря 2017 г., пос. Аносино Московской области). Принятые на заседаниях Координационного совета совместные решения и рекомендации были направлены соответствующим органам государственной власти. К каждому заседанию Координационного совета выпускались бюллетени Уполномоченного, аккумулирующие аналитические материалы региональных уполномоченных и представителей научного сообщества по наиболее важным и актуальным проблемам в сфере защиты прав граждан. В 2017 году они были посвящены проблемам защиты экологических прав человека (июнь 2017 года) и обеспечения прав инвалидов (декабрь 2017 года). В целях совершенствования организационно-правового статуса Координационного совета принята новая редакция положения о нем, в которой урегулированы порядок его организации и деятельности, полномочия региональных омбудсменов в качестве его членов, определена процедура принятия решений и подготовки обращений к органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам по оптимизации законодательства и правоприменительных процедур защиты прав и свобод человека. Со своей стороны, Уполномоченный принял участие в ряде заседаний координационных советов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в состав федеральных округов. На заседаниях в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах обсуждались вопросы модернизации системы здравоохранения, соблюдения прав граждан с нарушениями психического здоровья, организации деятельности региональных уполномоченных, транспортной доступности медицинских организаций, лекарственного обеспечения, предоставления технических средств реабилитации и путевок на санаторно-курортное лечение, реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, восстановления прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и другие. Важное практическое значение имел семинар-совещание для региональных уполномоченных по правам человека и по правам ребенка, организованный Уполномоченным в декабре 2017 года при поддержке Администрации Президента Российской Федерации. В ходе его проведения омбудсмены поделились лучшими практиками по актуальным вопросам обеспечения социальных, гражданских и политических прав человека, а также опытом по организации взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, обеспечивающими защиту прав граждан. Кроме того, в рамках семинара впервые были проведены командообразующие мероприятия, в ходе которых обсуждался существующий инструментарий правозащитной работы и механизмы его возможного совершенствования. В ходе семинара-совещания состоялся диалог уполномоченных с первым заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. В. Кириенко, руководителями 15 федеральных органов исполнительной и законодательной властей, а также судьями Верховного Суда Российской Федерации. По итогам встречи данный формат взаимодействия был признан всеми уполномоченными исключительно результативным. Кроме этого, по инициативе Уполномоченного региональные омбудсмены приняли активное участие во всероссийских мероприятиях правового просвещения, в частности во Всероссийском едином уроке "Права человека", а также в "Правовом марафоне для пенсионеров", ставших на сегодняшний день довольно популярными. В декабре 2017 года многие региональные уполномоченные стали участниками международной конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", организованной Уполномоченным совместно с Российским университетом дружбы народов (РУДН), Московским государственным институтом международных отношений МИД России (МГИМО), Дипломатической академией МИД России, уполномоченными по правам человека в городе Москве и Московской области. Некоторые региональные уполномоченные присутствовали на церемонии подписания Меморандума о создании Евразийского альянса омбудсменов и на торжественной двенадцатой церемонии награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро". Региональные уполномоченные имеют возможность поделиться своим опытом через информационно-просветительский проект "Правозащитная карта России" и разместить информацию о положительной практике регионов на страницах официального сайта Уполномоченного в сети Интернет. Еще одним форматом взаимодействия федерального и региональных уполномоченных является членство последних в Экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, в состав которого входят уполномоченные по правам человека в Республике Татарстан, Воронежской области, Московской области и в городе Москве. Одной из важнейших гарантий независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации является наличие у них собственных рабочих аппаратов. Вместе с тем в ряде регионов организационное, информационно-аналитическое, справочное, правовое и иное обеспечение уполномоченного по правам человека возложено на органы исполнительной власти. Такая ситуация сложилась в республиках Бурятия, Коми, Тыва, Камчатском крае, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Курганской, Магаданской, Псковской, Рязанской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областях, Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах, в Еврейской автономной области. Уполномоченный полагает, что такое положение недопустимо, оно не соответствует тому статусу и ответственности, которые определены законодательством для уполномоченных по правам человека. И в этой связи рекомендует руководителям законодательных (представительных) органов власти и главам перечисленных субъектов Российской Федерации в течение 2018 года решить данную проблему. В своей практической деятельности Уполномоченный опирается на партнерские связи с различными институтами гражданского общества. Особое внимание при этом уделяется взаимодействию с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, занимающимися мониторингом соблюдения прав человека, оказанием юридической помощи лицам, пострадавшим от неправомерных действий, просветительской работы в области защиты прав человека. По мнению Уполномоченного, именно эти институты, сформированные на добровольных началах, огражденные от произвольной регламентации и прямого вмешательства бизнеса и власти, во многом выражают интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы и потребности. В 2017 году были активизированы связи с Общественной палатой Российской Федерации. Сотрудничество осуществлялось в разных формах. В прошлом году от членов Общественной палаты Российской Федерации и сотрудников ее аппарата к Уполномоченному поступило 49 обращений по вопросам гарантий прав человека при уголовном преследовании и защиты прав человека в местах принудительного содержания. Обращения принимались к рассмотрению, органами прокуратуры по ним проводились соответствующие проверки. Так, 19 сентября 2017 г. представитель Уполномоченного принял участие в "нулевом чтении" проекта федерального закона № 243975-7 "О внесении изменений в ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации", которые позволили выработать согласованные подходы к совершенствованию защиты прав добросовестного приобретателя. В 2017 году Уполномоченный вошел в рабочую группу Общественной палаты Российской Федерации по формированию и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями. Скоординированная работа с Общественной палатой Российской Федерации и Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ), а также поддержка соответствующей инициативы депутатами Государственной Думы способствовала принятию Федерального закона, в соответствии с которым предусмотрен порядок дополнительного выдвижения кандидатур в состав ОНК соответствующего субъекта Российской Федерации при участии Уполномоченного и СПЧ. Теперь решение о дополнении вправе принять только Совет Общественной палаты Российской Федерации, но инициировать рассмотрение соответствующего вопроса могут Уполномоченный и СПЧ, либо ОНК и (или) три общественных объединения, обладающих правом принимать участие в выдвижении кандидатур в состав ОНК. Плодотворные отношения складываются с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, от членов которого в адрес Уполномоченного поступило 11 обращений в защиту прав отдельных граждан и Уполномоченным приняты соответствующие меры. Уполномоченный регулярно принимает участие в заседаниях СПЧ. Со своим видением в решении проблем Уполномоченный выступил на заседании по теме "Консолидированный доклад Мониторинговой рабочей группы (МРГ СПЧ) и перспективы развития законодательства о выборах" на специальном заседании, посвященном проблемам обеспечения права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при обращении с отходами потребления. В октябре 2017 года Уполномоченный принял также участие во встрече Президента Российской Федерации с СПЧ, на которой обсуждались меры, направленные на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, а также в открытии монумента "Стена скорби", посвященного памяти жертв большого террора. Входит в практику совместное участие Уполномоченного и председателя СПЧ в мероприятиях федерального и регионального уровней по правозащитной тематике. Так, в ноябре 2017 г. площадкой для совместного диалога Уполномоченного с членами СПЧ явился межрегиональный форум "Арктика - особый уровень прав человека", организованный уполномоченным по правам человека в Архангельской области, в ходе которого Уполномоченный и члены СПЧ обсудили круг вопросов, связанный с защитой прав человека в районах Крайнего Севера, социальных гарантий жителей приарктических территорий. Кроме того, на полях форума состоялась совместная встреча с губернатором Архангельской области И. А. Орловым, по результатам которой удалось выработать решение актуальных для жителей региона проблем правозащитного характера. Уполномоченный придает большое значение сотрудничеству с общественными правозащитными организациями. Учитывая, что обеспечение гарантий защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами публичной власти являются общими целями для Уполномоченного и некоммерческих организаций, такой диалог способствует более оперативному выявлению нарушений прав и свобод граждан, системных проблем в правозащитной сфере и принятию мер по их решению. При взаимодействии с негосударственными правозащитными организациями важное значение придается рассмотрению их обращений, а также проведению совместных встреч. Данные формы позволяют Уполномоченному получать ценную информацию о ситуации с правами человека в различных сферах жизни общества и "болевых точках" соблюдения прав граждан, требующих его вмешательства. В 2017 году в защиту прав граждан и по вопросам совершенствования законодательства к Уполномоченному поступили 123 обращения от целого ряда некоммерческих правозащитных организаций: общероссийского общественного движения "За права человека" (69 обращений), Московской Хельсинкской группы (25), правозащитного центра "Мемориал" (8), Фонда "В защиту прав заключенных" (8), Комитета "Гражданское содействие", АНО "Центр защиты жилья и жилищных прав", Фонда "Общественный вердикт", РОО "Комитет солдатских матерей" и многих других. Тематика обращений касалась вопросов восстановления прав граждан, нарушенных при проведении дознания и предварительного следствия; соблюдения условий содержания граждан в следственных изоляторах и исправительных учреждениях; обжалования вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов, вынесенных в отношении конкретных граждан; обжалования действий сотрудников военкомата. К Уполномоченному обратился исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека" Л. А. Пономарев в защиту прав К., бывшего работника ООО "Цементная строительная компания" (далее - ООО "ЦСК"), в связи с невыплатой К. задолженности по заработной плате. Ранее ООО "ЦСК" было признано банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства. По вопросу защиты прав К. Уполномоченным было направлено обращение в органы прокуратуры Республики Коми. В результате прокурором г. Воркуты в Воркутинский городской суд направлено исковое заявление о взыскании с ООО "ЦСК" в пользу К. задолженности по заработной плате, денежной компенсации за просрочку выплаты и компенсации морального вреда. По информации и. о. прокурора г. Воркуты, в сентябре 2017 года требования прокурора судом были удовлетворены, возбуждены исполнительные производства о взыскании с ООО "ЦСК" денежных средств в пользу К. В 2017 году Уполномоченным в различном формате проведены десятки встреч с представителями общественных правозащитных организаций, в рамках которых обсуждались наиболее значимые проблемы в сфере защиты прав граждан. Так, 20 сентября 2017 г. в рамках рабочей поездки в Чеченскую Республику состоялась встреча Уполномоченного с представителями некоммерческих правозащитных организаций. В данной встрече также приняли участие представители Общественной палаты Чеченской Республики и уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике. В ходе встречи обсуждались проблемы развития гражданского общества, поднимался ряд вопросов, в решении которых требуется поддержка со стороны федеральных органов государственной власти. Диалог с правозащитным сообществом Чеченской Республики позволил выявить проблемы розыска пропавших без вести граждан, трудностей в возмещении морального и материального ущерба потерпевшим, нарушения прав граждан на свободное передвижение, оказания грантовой поддержки общественных организаций Чеченской Республики. Конструктивные отношения развиваются с социально ориентированными некоммерческими организациями, деятельность которых является значимой для правозащитной системы в России. Помощь таких организаций социально уязвимым группам населения в социализации и адаптации, в содействии реализации их прав и свобод, в том числе путем расширения возможности равноправного и полноценного участия их в общественной жизни, неоценима. На протяжении ряда лет осуществляется конструктивное взаимодействие с Региональной общественной организацией "Благотворительный центр "Соучастие в судьбе". Центр ведет свою деятельность по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: оказывает бесплатную юридическую помощь; участвует в судах с целью защиты жилищных и имущественных прав детей-сирот, вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства, направленные на защиту прав детей-сирот. По вопросам защиты имущественных прав семей с несовершеннолетними детьми Уполномоченный взаимодействует с социально значимым проектом "Защити свое жилье!". В части поддержки многодетных семей, талантливых детей, молодежи и инвалидов, продвижения социальных, образовательных, культурных и спортивных проектов Уполномоченный сотрудничает с Фондом "Возрождение и Надежда", в результате чего в 2017 г. удалось провести несколько благотворительных мероприятий и форумов для детей. Реализуются совместные мероприятия с Общероссийским общественным фондом "Общественное мнение" и Общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России", с которыми в 2017 году заключены соглашения о сотрудничестве. В рамках указанных соглашений намечено осуществить совместные проекты в части мониторинга состояния защищенности прав человека, сотрудничества по вопросам совершенствования законодательства, правового просвещения, анализа правоприменительной практики. В целях обмена опытом по защите прав граждан и выявления проблем правоприменения в 2017 году была проведена встреча с представителями Совета молодых адвокатов города Москвы, в ходе которой обсуждались вопросы содержания обвиняемых под стражей, явки с повинной, реализации права на бесплатную медицинскую помощь, защиты трудовых прав, продвижения учебно-образовательных проектов для помощников и стажеров адвокатов. Кроме того, в ходе встречи была выявлена системная проблема, связанная с нарушением прав инвалидов в результате поворота вступивших в законную силу судебных решений о социальных выплатах. В дальнейшем Уполномоченный принял комплекс мер по защите прав граждан в данной ситуации. На Уполномоченного в соответствии со статьей 36.1 Федерального конституционного закона № 1 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" возложена функция взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями. Осуществляя эту функцию, Уполномоченный и сотрудники Аппарата участвуют совместно с общественными палатами в субъектах Российской Федерации в подборе кандидатов в ОНК, в обучении членов ОНК, в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в региональных комиссиях, обеспечивают консультационно-методическую поддержку ОНК по проблемным вопросам их деятельности, изучают и распространяют положительный опыт работы. В 2017 г. Уполномоченному поступило 6 обращений от ОНК, три из них - о недопуске членов ОНК г. Санкт-Петербурга в отделения полиции, которые направлены для проверки и принятия мер в органы прокуратуры. В ходе проверки установлены и привлечены к ответственности виновные сотрудники органов внутренних дел, проведено совместное совещание представителей ОНК, прокуратуры и ГУМВД по г. Санкт-Петербургу, выработаны меры по обеспечению проведения общественного контроля в местах принудительного содержания, находящихся в ведении органов внутренних дел. В настоящее время ОНК созданы в 81 субъекте Российской Федерации, общая численность членов комиссий составляет 1042 человека, ведется работа по созданию комиссий в Ненецком и Чукотском автономных округах, а также в Камчатском и Забайкальском краях. В сентябре 2017 года Уполномоченный поддержал инициативу СПЧ о необходимости проведения дополнительного набора в составы ОНК, где численность комиссий не позволяет эффективно осуществлять общественный контроль, и направил соответствующее обращение в Общественную палату Российской Федерации. При этом, по информации представителей Общественной палаты Российской Федерации, более 25 процентов поступивших заявлений общественных организаций о выдвижении кандидатур в члены ОНК не соответствовали требованиям, установленным законодательством. По этой причине в ряде регионов России не было назначено ни одного нового члена ОНК. Правозащитное сообщество не раз высказывало мнение о недостаточно эффективном законодательном механизме формирования ОНК в субъектах Российской Федерации, в результате чего не во всех случаях удалось сформировать ОНК на должном высокопрофессиональном уровне. В целях дальнейшего развития деятельности ОНК заслуживает внимания изучение опыта работы различных моделей функционирования Национального превентивного механизма государств, ратифицировавших Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и иных жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Факультативный протокол). Так, в Республике Казахстан такой Национальный превентивный механизм, деятельность которого близка к деятельности ОНК, функционирует при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, который наделен существенными функциями в сфере координации его деятельности. К преимуществам Национального превентивного механизма можно отнести направленность на обеспечение максимальной прозрачности функционирования мест принудительного содержания, а также значительную поддержку его деятельности как со стороны государств-участников, так и на международном уровне. Образуемый в соответствии с Факультативным протоколом Подкомитет по предупреждению пыток, являющийся частью системы ООН, не только самостоятельно посещает места принудительного содержания государств-участников, но также поддерживает контакты с национальными превентивными механизмами и предлагает им услуги в области профессиональной подготовки и технической помощи в целях укрепления их потенциала. Важным событием в развитии организационных форм взаимодействия Уполномоченного и гражданского общества стало начало работы Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (далее - Экспертный совет), в состав которого вошли известные правозащитники и ученые - специалисты в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе 30 докторов наук, 26 профессоров, 12 кандидатов наук. К задачам Экспертного совета относятся выработка рекомендаций по реализации основных направлений деятельности Уполномоченного, консультирование и информирование Уполномоченного о положении дел в области соблюдения и защиты прав и свобод человека, содействие Уполномоченному в организации и осуществлении взаимодействия с государственными органами и институтами гражданского общества. В составе Экспертного совета образовано 6 тематических секций (по вопросам гражданских (личных) и политических прав и свобод человека и гражданина; по вопросам социальных и образовательных прав и свобод человека и гражданина; по вопросам совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина; по вопросам образования и правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина; по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве и в местах принудительного содержания; по вопросам международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина). В 2017 г. состоялось 14 заседаний секций Экспертного совета, в ходе которых обсуждались системные проблемы правозащитной деятельности, конкретные вопросы, связанные с обращениями граждан, предложения по совершенствованию законодательства, вырабатывались экспертные позиции по различным вопросам. В результате разработаны и направлены субъектам права законодательной инициативы 4 законопроекта, подготовлены и направлены в Государственную Думу более 20 заключений на законопроекты с предложениями о поправках, многие из которых нашли отражение в принятых законодательных актах. В Экспертном совете образована специальная консультативно-правозащитная группа, в состав которой вошли представители разных правозащитных обществ, в том числе представители СПЧ. Ее целью является информирование Уполномоченного о существующих проблемах защиты прав человека, с которыми приходится сталкиваться в своей деятельности правозащитникам, обсуждение актуальных вопросов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, выработка согласованных решений по вопросам мониторинговой, просветительской и правозащитной деятельности. Состоялось три таких заседания. На них обсуждались следующие проблемы реализации прав граждан: обеспечение конституционных прав граждан на свободу мирных собраний, вопросы общественного контроля соблюдения прав человека в местах принудительного содержания. Особое внимание Уполномоченным уделяется работе с молодежью. По инициативе Уполномоченного в июле 2017 года впервые в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме" организована смена для молодых правозащитников, в ходе которой проведена встреча федерального и региональных уполномоченных с молодыми правозащитниками. Участниками IV профильной смены были молодые руководители НКО, правозащитных и добровольческих проектов. В панельной дискуссии на тему: "Правозащитная деятельность НКО. Основные кластеры обращений граждан, как возможность для создания новых НКО" приняли участие около тысячи молодых правозащитников, приехавших со всех уголков России. Более близкое знакомство с участниками форума и ответы уполномоченных на многие поставленные вопросы, с которыми сталкиваются правозащитники (от процедуры получения гражданства до организации молодежных НКО в сфере правовой грамотности), показали их большую заинтересованность в самых разных сферах общественной жизни. Уполномоченный принял участие в дискуссиях и на других открытых площадках взаимодействия общества и власти. Важнейшим событием 2017 г. в сфере развития гражданского общества для России и всего мира стал прошедший в г. Сочи в октябре 2017 г. XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Уполномоченный принял участие в данном масштабном молодежном форуме и выступил перед молодежью со всего мира по вопросу о роли гражданского общества и институтов правозащиты в противостоянии глобальным угрозам. 2 ноября 2017 г. состоялось общение с участниками пленарной сессии "Диалог сообществ. Гражданское общество будущего: объединяя усилия" на итоговом форуме "Сообщество". Этот форум в г. Москве являлся заключительным в серии подобных мероприятий, проведенных во всех федеральных округах России в 2017 г. Его участники - представители органов власти, бизнеса и общественности из разных регионов страны. Целью форума являлось выявление состояния развития некоммерческого сектора в регионах Российской Федерации, обсуждение существующих проблем и возможных путей их решения, уделено особое внимание поддержке наиболее эффективных практик гражданской активности, а также формированию единого видения общероссийской повестки развития гражданского общества. Уполномоченный является членом Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества. За 2017 год проведено два конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации, по результатам которых 3213 НКО из всех субъектов Российской Федерации получили гранты Президента Российской Федерации на общую сумму 6,65 млрд руб. Уполномоченным продолжена работа в качестве председателя Общественной комиссии при Президенте Российской Федерации по определению кандидатур на присуждение Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности. Лауреатами государственных премий за выдающиеся достижения в области правозащитной и благотворительной деятельности, врученных в декабре 2017 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стали: председатель Региональной общественной организации "Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений" (Московская Хельсинкская группа) Людмила Алексеева и председатель правления Регионального общественного благотворительного фонда помощи детям, больным лейкемией, Республики Татарстан имени Анжелы Вавиловой Владимир Вавилов. Ключевым элементом гражданского общества остается человек, обладающий высокими моральными качествами, ответственностью и чувством долга, готовый поддержать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В целях поддержки таких людей и осуществляемой ими деятельности 22 декабря 2017 года прошла двенадцатая церемония награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро". Согласно Положению о медали Уполномоченного, ею могут быть удостоены как соотечественники, так и граждане других государств, а также общественные организации. Медаль "Спешите делать добро" вручается людям и организациям, чьи добрые дела и подвиги, совершенные порой даже ценой собственной жизни, достойны самого глубокого уважения и навсегда останутся в сердцах людей. В 2017 году лауреатами медали стали 9 человек и 1 общественная организация: - настоятельница Марфо-Мариинской Обители милосердия Игумения Елисавета (город Москва), оказывающая, в своем ежедневном служении сестры Обители, помощь тем, кто попал в трудные обстоятельства и нуждается в поддержке: детям, страдающим ДЦП, неизлечимо больным детям и их родителям (работает выездная паллиативная служба); - Наталья Попова - руководитель краснодарской некоммерческой организации "Центр развития благотворительных программ "Край милосердия", среди подопечных которой более 500 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; - Дмитрий Фролов - директор Ямальского благотворительного фонда поддержки детей "Ямине", основными целями которого является содействие организации лечебно-диагностической помощи тяжелобольным детям, детям-инвалидам и членам их семей; - общественная организация "Дети Павловска", основанная в 2014 году, организующая адресную поддержку и сопровождение для 15 взрослых выпускников детского дома; - Дмитрий Балыкин из города Нижнего Новгорода, который своим примером доказал, что ограниченные возможности не должны мешать человеку жить полноценной жизнью, имея первую группу инвалидности по зрению, он окончил вуз с красным дипломом и стал высококвалифицированным юристом; - Ксения Симонова-Паскарь - заслуженный художник Республики Крым, которая на протяжении четырех лет создает небольшие песочные фильмы и ролики о тех больных детях, которые нуждаются в дорогостоящем лечении и реабилитации; - водитель автобуса Сергей Блохин (посмертно), который ценой своей жизни героически спас жизни 44 детей и 5 взрослых на трассе под городом Ростовом, подставив под удар 20-тонного грузовика водительскую кабину; - Ольга Фомина, которая проделала огромную работу по социальной адаптации лиц без определенного места жительства в организации "Дом трудолюбия Ной"; - Раиса Лукутцова - председатель Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, посвятившая всю свою жизнь охране здоровья граждан, многие годы успешно и эффективно осуществляет руководство старейшей и авторитетнейшей общественной организацией страны. Подводя итоги, необходимо отметить, что гражданское общество является партнером власти в решении сложных задач, стоящих перед государством. Лишь совместная работа государственных органов и НКО позволяет выстраивать эффективную систему оказания правовой поддержки населению, защиты прав отдельных граждан и неопределенного круга лиц. Необходимо активно развивать взаимодействие между общественными организациями и Уполномоченным, продолжать обмениваться лучшим опытом правозащиты и реализовывать его в конкретных проектах и мероприятиях.

Источник