Правда про школьные рейтинги, школы в Финляндии и школы-IB

Про расслабленное школьное образование в Финляндии ходит много восхитительных статей. Читаешь в интернете и думаешь, может, раз у страны такие высокие рейтинги образования PISA, нам тоже туда надо?! Нас ведь с мужем хлебом не корми, дай переехать! Хорошо, что в моем окружении есть Галина Гурова, которая знакома с российскими и финскими школами не только как мама, но и по профессии. Они с дочкой жили в Финляндии два года, пока Галина училась там в магистратуре по специальности «Образование и глобализация». Потом, вернувшись в Москву, Галина работала в финском научном проекте по оценке качества школ, а сейчас она аналитик по школьному образованию в бизнес-школе СКОЛКОВО. В общем, если и узнавать правду о финском и российском образовании, то у профессионала! Читайте: Когда мы переехали в Финляндию, дочке как раз исполнилось семь, так что она проучилась первые два класса в международной школе города Оулу – двуязычной англо-финской школе, совмещающей финскую учебную программу и программу «международного бакалавриата» (IB). Третий и четвертый класс дочка ходила в обычную школу возле дома в Москве, а потом поступила в маленькую московскую школу для одаренных детей, где с большим удовольствием и интересом учится и сейчас. Про финские школы много пишут как об этаком идеальном образовании: дети играют, гуляют, учатся исключительно в удовольствие, а система образования занимает при этом первые места в мировых рейтингах (самый известный из них – PISA*). Буквально на днях русские знакомые в фейсбуке обсуждали: а не уехать ли в Финляндию ради детей, чтобы они в финскую школу ходили, получили там лучшее в мире образование? Наш финский опыт оказался, в целом, положительным. Учителя в международной школе Оулу действительно были очень хорошими: внимательными, профессиональными, любящими детей и никогда не повышающими голос. Программа обучения была интересной, хотя, возможно, это заслуга и «международного бакалавриата», а не только финнов. Никаких оценок, только индивидуальная обратная связь – что стало лучше, над чем ещё нужно поработать. Никакой жесткой дисциплины: куртки могут весь день валяться на полу раздевалки, сменки не нужно – можно ходить в носках, а в тетрадке пиши хоть поперек листа, если решение верное. Обязательное гуляние на переменах в любую погоду – отличная закалка.  Когда дочке и некоторым другим детям требовалась дополнительная помощь в усвоении, например, английского и финского языка, то с ними дополнительно занимались в отдельных группах. А ещё все русскоговорящие дети раз в неделю ходили на занятия по русскому языку. На труде детей научили самих делать себе бутерброды, и вообще было много практических занятий. Основной минус финской системы обучения – довольно низкая общая планка. Главное, чтобы каждый усвоил необходимый минимум, а если ученик быстро схватывает и готов делать более сложные задания – это его личная забота. Сами финны признают, что таким детям в школе со временем становится скучно, но система ничего им не предлагает. Никаких привычных русским мамам конкурсов, олимпиад, кружков с углубленным изучением, или тем более классов и школ «для одаренных детей». Финны ценят равенство и сотрудничество, а конкуренцию и разделение детей по способностям не поощряют. И в целом программа обучения значительно проще. Сложная программа и высокие требования появляются только в 10-12 классе, куда нужно поступать по конкурсу. В старшие классы идёт меньше 40% детей – остальные отправляются в колледжи получать рабочие специальности, зарплаты и престиж которых в Финляндии не ниже, чем у офисных сотрудников. Ещё сильнее заметна разница в уровне обучения на внешкольных занятиях. Урок в финской балетной школе у русского балетного педагога вызовет смех или слёзы (и приступ национальной гордости). То же касается и музыкальных, и спортивных занятий. Дочка начала заниматься фортепиано в Финляндии, и после года обучения там в московской музыкальной школе её, фактически, переучивали с нуля: преподаватель в Финляндии не ставила ей «правильную технику», а сразу играла с дочкой в четыре руки, чтобы ей было интересно. За год занятий в финском бассейне дочка (умевшая держаться на воде и до того) никак не улучшила свои навыки плавания. Выступления местных детских танцевальных и музыкальных коллективов в Москве были бы оценены разве что как «самодеятельность». Про кружки робототехники или китайского языка для школьников никто и слыхом не слыхивал. К этому можно относиться по-разному. Отсутствие жёстких требований, высоких планок, конкурсов, загруженной учебной программы – делает школьные годы гораздо менее стрессовыми. На мой взгляд, за два года дочка стала более спокойной и самостоятельной, научилась лучше общаться с другими детьми, и это, пожалуй, важнее, чем победы и достижения, тем более в младшем возрасте. Но с учётом её явного интереса и способностей к наукам – я рада, что у нас была возможность продолжить учёбу в Москве, а не в Финляндии. А ещё я рада, что мы вернулись, потому что даже в замечательной международной школе дочка и некоторые другие не-финскоговорящие дети не избежали буллинга (для большинство детей финский был родным). Ни в одной из наших русских школах таких проблем с одноклассниками у дочки не было. Кстати, о международных школах. Есть две самые известные международные учебные программы: International Baccalaureate (IB, «международный бакалавриат», к которому относилась и наша финская школа) и Cambridge Assessment International Education (CAIE, в прошлом – CIE). Идея таких программ изначально состояла в том, чтобы, переезжая из страны в страну, дети могли учиться по одному учебному плану, и в конце получить аттестат, который признают разные университеты во всем мире. Сегодня международные программы можно встретить не только в школах для детей дипломатов и экспатов, но и во многих частных школах, и в некоторых государственных – они есть и в Финляндии, и в России**. Помимо часто переезжающих семей, международные программы выбирают те родители, которым важно, чтобы ребенок заговорил по-английски, поступил в иностранный университет, или просто учился по западным стандартам. Обычно школа предлагает международную учебную программу одновременно с национальной, и это означает повышенную учебную нагрузку для детей. В IB-школах высокая нагрузка ощущается у учеников старших классах (DP, diploma programme): они помимо интенсивного изучения основных предметов также регулярно пишут эссе, проводят научные исследования и организовывают проекты на пользу общества. Зато потом учеба в западном университете дается намного легче. Правда, если цель учебы в IB-школе – именно поступление в иностранный вуз, то нужно заранее проверить, признают ли желаемые университеты аттестат IB. И трезво оценить работоспособность и организованность своего старшеклассника: это важнее для IB, чем академические способности. Стоит ли ориентироваться на международные рейтинги образования, выбирая обучение для своих детей? После нескольких лет изучения различных рейтингов и других инструментов оценки качества школ, могу твёрдо сказать: рейтинги – это, в первую очередь, статистика для чиновников. Родителям пользы от них мало. Например, в том же исследовании PISA на соседних местах рейтинга располагаются Финляндия, где школьники учатся 5 часов в день, и Южная Корея, где старшеклассники, наоборот, спят по 5 часов, а всё остальное время учатся. Программы обучения в этих странах тоже абсолютно разные. Почему такие разные страны стоят рядом? Потому что для межстрановых рейтингов важны другие параметры, чем для родителей. Например, в PISA огромное значение имеет равенство: насколько близки по уровню читательской и математической грамотности ученики маленькой сельской школы и столичного лицея. PISA также не учитывает национальные программы обучения. Чтобы иметь возможность сравнивать любую страну с любой, это исследование проверяет «универсальные учебные умения» (многие зарубежные ученые подвергают эту методику сравнения критике***). В результате наверх рейтинга может попасть страна, у которой учебная программа почему-либо совпала с критериями исследования. А ещё те страны, в которых школы хорошо умеют натаскивать на сдачу тестов. Подойдёт ли вашему ребенку образование в этой стране – вопрос, на который международный рейтинг вам не ответит. Национальные рейтинги школ более информативны для родителей, однако и тут не нужно забывать, что основное назначение таких рейтингов – дать чиновникам важную для них усредненную информацию и повлиять на школы, чтобы они стремились выполнять поставленные государством задачи. Российские рейтинги «лучших школ» составлены так, что в них легче всего победить большим школам, уже на входе отбирающим наиболее подготовленных и способных учеников. Я не хочу сбрасывать со счетов достоинства этих школ и работу их учителей, но родителям, на мой взгляд, важнее выбирать школу и учителя под своего ребенка и свою семейную ситуацию, а не стремиться во что бы то ни стало в топовую школу рейтинга. Полезнее читать отзывы, спрашивать других родителей, посетить несколько школ и составить о них собственное впечатление. А к рейтингам, международным или национальным, относиться со здоровым скепсисом. Любая национальная система школьного образования настроена, в первую очередь, на особенности своей страны. Финские школы прекрасно подготовят ребенка к жизни в Финляндии, но в более конкурентном обществе ему после финской школы может быть сложно. По сравнению с Финляндией, в России намного лучше организовано обучение одаренных детей, а также раннее развитие, но и стресса в российской школе намного больше. И, конечно, внутри каждой страны есть очень разные школы. Семье из России не обязательно переезжать в Финляндию, чтобы отправить ребенка в школу с доброжелательными и терпеливыми учителями, где поощряется равенство и сотрудничество, не ставят оценок и не наказывают за нарушение дисциплины****. Только, чтобы найти такую школу-исключение, бесполезно смотреть на общую систему и на рейтинги. *Краткую информацию об исследовании и рейтинге PISA можно прочитать, например, здесь: http://www.centeroko.ru/pisa/pisa.html А результаты – посмотреть на официальном сайте http://www.oecd.org/pisa/ **Школы IB в определенной стране можно найти на сайте: https://www.ibo.org/programmes/find-an-ib-school/ – причем школа может предлагать только PYP (программу для начальных классов), MYP (для средних классов) или DP (старшие классы, с аттестатом, позволяющим поступать во многие вузы за рубежом), а может все три. ***Например, см. статью Дэвида Лабари “Let’s measure what no one teaches” ****В Москве это, к примеру, «Школа Тубельского» (№734) или школа «Интеллектуал», обе они государственные, но при этом от «типичной» государственной школы очень сильно отличаются.

Источник