Портрет. От Античности до Маньеризма

В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме по прихотям Музы скульптура была популярнее живописи. К живописным работам относятся Фаюмские портреты, найденные в Среднем Египте – изображения красивейших жителей римского Египта I-IV веков н.э.: египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Во времена Средневековья портрет начинает небольшими вкрадчивыми шажками проникать и в станковую живопись. Первая (и потому самая известная) из сохранившихся работ этого типа – «Портрет Иоанна Доброго» (около 1349 г.). Поразительной конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X—XIII вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, светила средневековой живописи из Поднебесной создали немало ярких индивидуализированных психологических портретов. Кроме того, высокие образцы портретной миниатюры (правда, немного непривычные европейскому глазу) были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана, Ирана, Индии. Во времена Ренессанса наступил перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наверстывая упущенное за времена неврастенического средневекового мракобесия. Ренессансный человек ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей, забыв горький урок с Вавилонской башней. Новая идеология требовала новой структуры портрета. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть сущность изображаемого человека – а это было семимильным шагом вперед. Изображая своего героя в определённой среде, художник более находил своей модели место в пространстве. Смена режиссеров влечет за собой смену декораций: на смену условному, ирреальному фону Средневековья приходят интерьер или пейзаж. Общение изображаемого человека с вымышленными персонажами (мифологическими и евангельскими) становится нормой. В монументальных росписях среди других героев картины художник также нередко изображает и  себя, от былой средневековой стыдливости не осталось и следа. Наконец, финальным штрихом стало возникновение техники масляной живописи, которая сделала письмо более тонким и психологичным. Человек – центральная фигура в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов и существенно обновляют средства художественной выразительности. Среди них – воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана. Знаменитых итальянцев опередили голландцы: Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Робер Кампен с присущей им духовной заострённостью и предельной точностью изображения. Если художники «сапога» часто словно возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый – скорее неотъемлемая частичка мироздания. Чтобы добиться такого эффекта, творцы подробнейшим образом прописывали среду вокруг человека. Кроме того, от их зоркого взгляда не ускользала ни одна морщинка на лице модели. В искусстве маньеризма (XVI век) ясность ренессансных образов сдает свои позиции. Все тревожнее и драмматичнее воспринимает художник свою эпоху, все острее и духовно насыщеннее становится композиционный строй. Наглядный пример тому – портреты итальянцев Понтормо и Бронзино и испанца Эль Греко. В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета – теперь персонажи живее, крепче связаны друг с другом. Застывшие портретные группы Средневековья медленно, но верно сменяются многофигурными композициями. Об истории портрета следующих эпох читайте в статье «Портрет. XVII-XX века«, а познакомиться с жанром более подробно можно с помощью следующей книги:

Источник