Планирование не работает?!

Если планирование не работает - значит нужно учиться планировать эффективно! У всех успешных людей каждый день заранее спланирован, а месяцы и годы расписаны наперед. В последнее время я часто слышу от друзей и знакомых:  “Планирование угнетает меня”, “Я люблю сам процесс планирования, но мне сложно выполнять планы”, “Мои планы остаются чаще всего на бумаге” ... Знакомо?! Давайте вместе разбираться, почему у одних  планирование работает, а у других - нет, и как все-таки составить тот самый эффективный план. Во-первых, давайте попробуем понять  - почему сложно придерживаться намеченных планов?! Приведу основные причины, почему планирование и планы не работают: 1.Что-то пошло не по плану - “опускаются руки”.  При первых же сложностях и столкновением с реальностью,  многими план признаётся иллюзией, а планирование и вовсе тратой бумаги зря.  Понятно, что реальная жизнь - непредвиденная, многогранная и наш мозг не может охватить её во всех проявлениях. План - это не “приговор”, это всего лишь модель реальности, созданная нашим мозгом. 2.Отсутствие четких планов и дедлайнов. Если план написан общими фразами (например, “я планирую зарабатывать много денег”),  не расписан по пунктам с конкретными датами - это не план, это сочинение на вольную тему. 3.Планы есть - нет мотивации для их выполнения. У каждого человека бывают спады, когда пропадает мотивация действовать: нет “отдачи”, не устраивает материальное вознаграждение, моральное (нет благодарности, признания), удовольствия от процесса. Тут 2 варианта: либо ищите новую мотивацию, либо - новые цели. 4.Планы есть - нет сил и энергии для их выполнения. Выполнение плана - это тоже работа, которая требует сосредоточенности и сил. Для работы над собой и своими целями нужно много энергии - когда вы берёте на себя полностью ответственность за свою жизнь, её качество и уровень доходов, то вы перестаёт обвинять в своих бедах окружающих и обстоятельства. А соответственно вам придётся больше думать над решением проблем и больше действовать. Как повысить уровень своей энергии можно почитать здесь. 5.Планы не соизмеримы с временем и возможностями. Когда человек записывает в свой на день 15 задач, которые невозможно выполнить даже за 24 часа (не учитывая время для сна и еды)  - очевидно, что такой план мертворожденный и не будет выполнен. И после такого плана возникает чувство вины за невыполненные пункты, пропадает мотивация действовать дальше и даже просто желание заглядывать в составленный план. 6.Перфекционизм. Когда человек пытается сделать “всё идеально” - то обычно он делает очень мало или не делает ничего. Потому что сложно приступить как какому-то делу, в принципе - если ты знаешь хочешь сделать его “идеально” и приложить максимум сил и времени для его выполнения. 7.Многозадачность. Когда человек пытается сделать всё и сразу - обычно страдает качество выполнения либо не одно дело и вовсе не доведено до конца.  Да, оказывается, многозадачность - это миф. Человеческий мозг просто не в состоянии выполнять параллельно несколько дел - он просто переключается между ними, отвлекается от одного дела на другие, а значит рассеивается внимание . 8.Другие не придерживаются ваших планов или мешают их воплощению. Многих это расстраивает или удивляет, но задумайтесь - почему другие люди должны придерживаться вашего плана?! У них, наверняка,есть свой - отлично, если они совпадают. Если нет - ничего страшного, это жизнь, борьба интересов и вечный поиск компромисса. 9.Вдохновение пропадает и не хочется ничего делать.  Когда мы составляем план - мы вдохновляемся картинами нашего "светлого будущего", обещая себе придерживаться намеченного плана. Но когда "дело доходит до дела" - первый запал и вдохновение пропадают, мы откладываем активные действия,возникает чувство вины за невыполненное, нам сложно вернуться к плану и и мы избегаем его. 10.“Я устаю от планирования, оно меня угнетает”. Это самая главная отговорка тех, кто отрицает само планирование и его эффективность. Но давайте разберёмся - угнетает ведь не само  планирование, а необходимость действовать и работать над планами. Угнетать также может состояние бездействия - когда дал себе обещание, а не выполнил его. Когда человек хочет изменений в жизни, но не готов действовать в этом направлении, то его нереализованная энергия трансформируется в обиду на жизнь, обозлённость и даже агрессию. Планирование как раз помогает избежать угнетения от того, что “навалилось куча дел”, “я ничего не успеваю”, разгрузить голову от бытовых обязанностей и рутины, а также взглянуть вперёд и увидеть, куда и как двигаться. Можно бесконечно долго перечислять и другие причины неработающих планов, но предлагаю пока ограничиться вышеприведёнными. Давайте сосредоточимся на том - как избежать этих проблем и искоренить их, если они всё таки появились. Что происходит, когда наши планы нарушаются?! Мы отказываемся от них, расстраиваемся, теряем уверенность в себе, ставим крест на планировании и плывём дальше по течению. А надо? Корректировать, адаптировать, улучшать и таки добиваться задуманного! План - это карта ориентирования на местности, возможный вариант развития событий. Ни я, ни вы - не Господь Бог, чтобы всё предвидеть и всё учесть. Поэтому своевременная коррекция плана - это неотъемлемая часть его выполнения. А теперь давайте пройдёмся по другим аспектам планирования, которые помогут создать эффективный работающий план: 1.Составили план - укажите дедлайны, конкретные даты выполнения. Это вроде очевидно, но не всегда выполняется. А между прочим, дедлайн - и есть иногда лучшая мотивация, которая заставляет действовать продуктивно и развиваться семимильными шагами. 2.После составления плана - не откладывайте его выполнение! Уже стал почти хрестоматийным совет: нужно в течении первых 15 минут после составления плана предпринять хотя бы одно действие. Это работает - проверено на личном опыте. 3.Разбивайте крупные задачи на этапы. Особенно если какая-то задача кажется очень сложной и трудоёмкой - поделите её на несколько этапов. Например, создание и запуск своего блога - это совокупность более мелких подзадач: освоить знания по сайтостроению, дизайну, прокачать писательский навык, написать первых 20-30 статей, подобрать визуальный контент, найти свою аудиторию и т.д. При таком планировании задача обретает конкретные очертания, сроки, этапы - и вполне решаема за полгода работы в неспешном режиме. 4.Работайте над планом систематически - а не по настроению или вдохновению. Невозможно за один день нарисовать большую картину или прочесть трактат  - зато вполне реально выделять для этого каждый день по 15 минут и получить  результат через определённое время. 5.Не пытайтесь сделать всё идеально. Лучше неидеально выполненный план чем не выполненный вовсе. К выполнению любого плана подходить с таким подходом - намного проще. Когда мне надо что-то сделать, но не очень хочется - я ставлю таймер на 15 минут и посвящаю их только этому делу. Я не ставлю себе задачу идеально выполнить эту конкретную задачу - а просто делаю что-то в этом направлении 15 минут. Всегда можно вернуться и доделать, в конце концов, но чаще всего оказывается сложно именно начать. 6.Если вы устаете от планирования - отдыхайте от него! Выделяйте себе выходные, а также время для отдыха в течении дня, вечером - пока не найдете баланс между планированием и отдыхом от него. Я, например, иногда чувствую, что силы мои на исходе и я загоняю себя в тупик планированием всего на свете (об этом я писала здесь). Поэтому я регулярно выделяю себе время для отдыха от планирования. Сейчас это 2 выходных дня в неделю, а также вечернее время каждый день - когда я намеренно забываю о своих планах и живу без списков и обязанностей. 7.Откажитесь от многозадачности. Выполняйте в один промежуток времени только одну задачу. Понаблюдайте, какие результаты приносит такой подход и вы убедитесь в его эффективности. 8.Если план не работает - адаптируйте его под реалии, пропишите в нём решение возникшей проблемы и двигайтесь дальше, придерживаясь его генеральной линии. Относитесь философски к тому, что обстоятельства не всегда складываются так, как бы вам хотелось. В мире постоянно происходит множество вещей, на которые мы не можем повлиять: например, кризисы, войны и природные катаклизмы. Важны не сами проблемы, а наше умение лавировать между ними, способность выйти из любых ситуаций с наименьшими потерями, извлечением опыта для своего роста и новых знаний для развития. 9.Ищите мотивацию и вдохновение! Думаю, что если план составлен грамотно и ведёт вас именно в ту точку, где вы хотите оказаться - это и есть самая лучшая мотивация. Когда вы день за днём видите, как приближаетесь к своей цели, получаете обратную связь и видите первые результаты - это действительно вдохновляет. Ну, и, конечно, нужно концентрироваться на своих успехах и достижениях - даже если это будет простой список с итогами дня “Что я сегодня сделал для реализации своего плана”. Вдохновляйтесь, представляя свой план выполненным. Если нужна внешняя мотивация - вы можете дать публичное обещание, сделать заявление в компании или среди друзей, читать мотивирующие книги, блоги и даже нанять коуча. 10.Развивайте силу воли и самодисциплину - придерживайтесь своих обещаний, твердо выполняйте свои решения, не сворачивайте с выбранного пути. А ещё лучше - научитесь получать удовольствие от процесса, чтобы не приходилось себя заставлять делать ту или иную работу. А как у вас обстоят дела с планированием? Что делаете, если план не работает - бросаете, корректируете  или кардинально меняете? Кстати, если вам нужен планер на день, неделю, месяц, квартал или год - получите их в подарок при подписке на новости блога.

Источник