Облачные ребусы Рене Магритта

Вы когда-нибудь разгадывали ребусы? В детстве — наверняка. Картины Рене Магритта, бельгийского художника XX века, похожи на ребусы, запечатленные на холсте. Отличие в том, что к ним не найти однозначно правильного ответа. Ровно как и вопроса. Детство прошло в промышленном городке Шарлеруа, который сейчас можно было бы назвать «Богом забытым», если бы только не аэропорт — пристанище туристов, путешествующих по Европе на перекладных (вряд ли кто-то доберется сюда целенаправленно). Юные годы будущего художника нельзя назвать беззаботными: его мать утопилась, когда мальчику было четырнадцать. После — столичная жизнь, Королевская Академия Изящных Искусств в Брюсселе (впоследствии заброшенная) и судьбоносная встреча с Жоржеттой Бергер, ставшей для Магритта спутницей жизни. Как и многие другие в то время, художник начинал с создания рекламных плакатов. Значительной частью заказчиков составляли модные дома, и, надобно сказать, из Магритта получился бы неплохой кутурье — судя по его работам в этом жанре. Заключив контракт с брюссельской галереей Сенто, художник, сам того не осознавая, начинает создавать картины в сюрреалистическом ключе (первая из них — «Потерянный жокей»). Знакомство с собратьями по кисти произойдет годом позже, когда Магритт переберется в Париж — эпицентр новых течений в искусстве начала XX века. Там он знакомится с основоположником сюрреализма Андре Бретоном, который оказывает значительное влияние на формирование стиля Магритта. Сюрреалистическая манера письма стала для него основной, и только в годы Второй мировой войны она претерпела сильные, но лишь временные изменения — художник неожиданно приблизился к стилю импрессионистов. Работы художника в некотором смысле тяготеют к экзистенциализму: в каждой работе — предмет, на который автор смотрит совершенно новым взглядом. Сплошные загадки и тайны, разгадывать которые можно до бесконечности, так никогда и не поняв авторской интенции. Но сам процесс доставляет немалое удовольствие, в нем — сотворчество зрителя и художника. Взять, например, небезызвестное полотно «Это не трубка» (на котором изображена, собственно, трубка — и ничего более). Это философская игра, заставляющая человека задуматься над связью между материальной оболочкой предмета и самим предметом. Существует ли она? Словом, смотрите, анализируйте и… читайте названия. Именно в них часто кроется ключ к разгадке. Даже если поначалу складывается ощущение, что заголовок картины выбран совершенно произвольно. Сюрреализм — это не только Магритт и Дали. Разобраться в невероятной поэтике этого направления поможет следующая книга:

Источник