"Мужчины и женщины пишут о разном, по-разному и для разной аудитории. Сложно, думаю, всем," — интервью со сценаристкой Ясей Нева

Среднестатистические познания о кино ограничиваются самыми нашумевшими новинками, 2-3 лауреатами Оскар, которые забываются через месяц после церемонии и именем любимого режиссера. Последнее, кстати, для продвинутых пользователей. Но ведь эти познания не охватывают и сотой части того, что происходит за кадром! О кино, киносюжетах и женщинах в профессии поговорили с выпускнице ВГИКа и сценаристкой — Ясей Нева. Почему ты выбрала именно эту профессию? Это не самый типичный выбор для женщины, которая хочет реализовываться в кино. Не уверена, что это нетипичный выбор для девушки. На сценарном факультете ВГИКа обучается равное количество мужчин и женщин. Только работают они в разных жанрах: мужчины чаще выбирают криминал и историческое кино, женщины – мелодрамы и триллеры. Я комфортнее всего чувствую себя в жанрах черной комедии, мистики, драмы. У меня были далеко идущие планы: поступить в магистратуру, написать сценарий полнометражного фильма в качестве дипломной работы, продать его и на вырученные деньги освоить программу режиссуры в одной из киношкол. Я работаю в этом направлении. И в этом же причина моего выбора профессии. С какими трудностями в творчестве, учебе, работе ты сталкиваешься? Еще до вступительных экзаменов во ВГИК я прочитала всю популярную литературу по драматургии. После каждого такого учебника кажется, что все просто. Есть некая формула – садись и пиши. На деле все гораздо сложнее. Первая сложность — поиск идеи. Чаще всего это результат стечения обстоятельств. Слово, сказанное в нужно время. Фраза из книги, которая тебя натолкнула на мысль. Предмет, который попал в поле зрения. Происходит что-то вроде озарения. Ты идешь к метро с диктофоном в руках, произнося: «Что если несостоявшийся писатель надиктовывает идеи на диктофон, но никогда его не переслушивает? Его жена точно в этом уверена – она уже год записывает на него свои мысли по поводу их неудачного брака и желания развестись». Или заходишь в антикварную лавку, замечаешь старый телефонный аппарат и в голове: «Что если купить неработающий телефон, а среди ночи он зазвонит. Что, если это будет служба психологической поддержки душам умерших и механический голос предложит тебе принять три входящих звонка, а взамен – позвонить любому ушедшему,, которого ты знал?». Только для того, чтобы пазл сложился необходимо, чтобы кто-то, за пару дней до этого, поговорил с тобой о службе психологической поддержки по телефону;  в «Пикнике на обочине» встретилось рассуждение на тему Вселенной, которая дает ответы на вопросы, которые мы не умеем ей задать и так до бесконечности. Все эти события каким-то таинственным образом сплетаются в голове и выплевываются в одном предложении – чаще всего в формате «что если…» Все остальные сложности наступают на этапе реализации. Не вижу смысла останавливаться на этом подробнее, так как этому посвящены все учебники по драматургии. Мужчины и женщины пишут о разном, по-разному и для разной аудитории. Сложно, думаю, всем. Какая у тебя творческая мечта? Может ты хочешь поработать над каким-то сценарием? Или у тебя уже есть такой, о реализации которого ты мечтаешь? Сейчас я мечтаю написать свой дипломный полный метр. Я пишу историю о людях, которые каждое утро получают по почте готовый сценарий, в котором прописаны все их действия и диалоги. Однажды утром никому из них не доставляют сценария. Им приходится самим принимать решения, говорить и делать то, что не было заранее прописано. Задумывалось это как антиутопия, но с новым финалом переросло во что-то совершенно иное. Надеюсь, что это будет интересно и когда-нибудь появится на экранах. Я не считаю, что у российского кино много проблем. У нас есть фильмы, которые приятно смотреть и пересматривать («Аритмия», «Салют-7», «Гуляй, Вася!», «Блокбастер»). Да, у нас все не так хорошо с финансированием. Да, начинающим специалистам сложно войти в профессию. Да, трудно делать кино, не прибегая к западным штампам, потому что перепитии в судьбе Джейн и Энтони звучат как-то солиднее, чем проблемы Жени и Антона. Но быть сценаристом в России интереснее. Приходится выкручиваться в рамках ограниченных бюджетов. Если бы Джейсон Стэтхем снимался у российских режиссеров, то возможности ногой изменить направление бомбы («Форсаж 8», 2017, США) или дать ею в челюсть огромной акулы («Мег: монстр глубины», 2018, США, Китай, Япония) у него бы не было. Максимум, он бы своей ногой заработал пенальти в пользу новороссийского Метеора («Тренер, 2018, Россия). И сразу возрастает ответственность у сценаристов – как сделать кино интересным, если бюджет ограничен? Кто твой кумир, на кого ориентируешься? Расскажи про фильмы, которыми ты восхищаешься с точки зрения сценария. Я не выделяю конкретных сценаристов или режиссеров. Есть примеры удачных фильмов, посмотрев которые думаешь: «о, я была бы счастлива, если бы написала/сняла такой фильм». Так было с итальянским фильмом «Идеальные незнакомцы». Просто и гениально. Одна локация, семь персонажей и интересная задумка, которая удерживает внимание на протяжении всего просмотра. Еще меня восхищают такие фильмы, как «Человек — швейцарский нож» с Дэниелом Рэдклиффом. Как можно было сделать из такой завязки мелодраму и сделать хорошо? Или смотришь «Аритмию» — казалось бы, сюжет простой, ничего не происходит, герои не меняются, нет пресловутой арки героя, но ты смотришь, смеешься и плачешь, снова смеешься и снова плачешь. Как людям это удается? Как ты относишься к созданию школы сценаристок 40+ Мэрил Стрип ? На твой взгляд, есть ли возрастная дискриминация в профессии? Идея хорошая. Взрослым авторам есть, о чем сказать миру. Молодым проще понять, чего хочет аудитория —  кинотеатральное ядро – это все же люди от 17 до 25. Если человеку есть, чем поделиться с миром, и он знает свою аудиторию, то значит совсем скоро мы увидим на экранах очередной киношедевр. Воображением, умением замечать детали. Важно иметь высокий уровень самообладания, чтобы пережить все случаи, когда тебе говорят: «Да, классная идея! Я видел это в таком-то и таком-то фильме» и продолжать писать в надежде придумать историю на 67 миллионов рублей (мы же все-таки в российских реалиях).

Источник