«Мой год отдыха и релакса Отесса Мошфег — Buttercup Cider

Есть произведения, в которых имя автора никак не влияет на восприятие художественной задумки: вам совершенно всё равно чьё ФИО указано на обложке, текст не становится от этого ни хуже, ни лучше.  Но при приближении к прозе Отессы Мошфег, всё же важно уточнить, какого поля ягода эта американская писательница нового поколения. Пару лет назад талантливая выскочка из Бостона растолкала маститых конкурентов в списке бестселлеров своей дебютной книгой «Эйлин» и даже получила номинацию на Букеровскую премию.  Но примечательно вовсе не это, а мотивация в основе столь впечатляющего литературного скачка и инструменты, которыми Отесса воспользовалась. До попадания в поле зрения читателей девушка писала вполне сносные рассказы и удостаивалась положительных отзывов критиков, но хвалебные слова это не доллары и ими не оплатишь коммунальные услуги. Поэтому Мошфег решила завязать с неприбыльными интеллектуальными потугами и написать роман-клише в духе современного триллера (феномен «Девушки в поезде» не дает молодым авторам покоя). Вооружившись руководством «Книга за 90 дней», она сварганила детективную безделушку «Эйлин», начиненную омерзительными подробностями и тошнотворными деталями человеческой физиологии в духе сериала Girls. Как следствие писательский талант Отессы наконец заметили, оценили и достойно оплатили, после чего назрела необходимость закрепить начатое второй книгой.  И вот она — многообещающая  «Мой год отдыха и релакса»: Целый год сна. Целый год кошмаров, трипов и непрерывного релакса. Ее, молодую, красивую выпускницу престижного университета с работой «не бей лежачего», все достало. Она должна быть счастлива, но у нее не получается быть счастливой. Ей срочно нужен как минимум год отдыха. У нее есть доступ ко всем существующим таблеткам, прописанным странноватым доктором, и деньгам, полученным по наследству от покойных родителей. Ей нужно вылечить голову и сердце. И решить — куда идти дальше. Лично мне идея книги оказалась очень близка: сколько раз я спасалась сном (sleep on it моё коронное) в надежде, что завтра будет уже не так больно, как сегодня; что ясность придет где-то между полночью и звонком будильника в 8 утра. Анабиоз разума в попытке найти выход кажется вполне состоятельной практикой. По этой экспериментальной дорожке и пошла безымянная героиня романа (проблемы с самоидентификацией на лицо), рассчитывая рано или поздно вернуть себе почву под ногами и заполнить вакуум бессмысленности чем-то стоящим. Вполне вероятно, что ответы бы нашлись, и депрессия сдала свои позиции, если бы судьбой персонажа распоряжалась НЕ Мошфег! С ней же всё только усугубится: сначала полузабытье с перерывами на чипсы и фильмы с Вупи Голдберг, затем бесконтрольный лунатизм с шоппингом и эпиляцией под воздействием запрещенных препаратов и под финал — затяжная спячка на четыре месяца под надзором горе-художника, снимающего происходящее на камеру для своего арт-перфоманса. Автор словно проверяет нас на прочность: как глубоко мы можем опуститься на дно и как долго готовы выносить муки «сомнабульного» бытия героини. Я бы стерпела и это, но литературный язык автора вовсю смердит. С грязным и излишне откровенным реализмом в кино и беллетристике у меня проблема: становится неловко и неприятно от неприкрытой правды и «всамделишности» происходящего. Поэтому Лена Данэм со своей шайкой-лейкой это отнюдь не моя dream team и заливаться химическим коктейлем из транквилизаторов и безысходности совсем не хочется. Хотя надо отдать должное, у Отессы это происходит довольно поэтично: на манер «Жоржетты, Жанетты, Лизетты» героиня завороженно перечисляет свои лекарства «My Ambien, my Rozerem, my Ativan, my Xanax, my trazodone, my lithium». Этот психоделический трип не приведет ровным счетом ни к чему.  Мошфег просто впишет в концовку трагедию 9\11, как дешевый приём противопоставить события и заставить нас задуматься о смысле жизни. Кто знаком со сценарным ходом «испортить финал романтической картины, поместив влюбленных на борт уплывающего Титаника», с тем этот номер не пройдет. Безусловно, на фоне американского 11 сентября личные неурядицы бытового характера меркнут до полного исчезновения, но вот так в лоб подсовывать этот вывод — довольно грубая работа. Тем не менее, «Мой год отдыха и релакса» заставляет сделать два других умозаключения: В случае депрессии важно найти хорошего психотерапевта, а не шарлатана с сомнительной лицензией, который безответственно будет пичкать тебя таблетками и забывать о твоем существовании. Возраст, финансовое благополучие, уровень образования и внешность никак не влияют на счастье.   Рейтинг «Мой год отдыха и релакса» Отессы Мошфег: 1 из 5. Понравилось это:Нравится Загрузка... Похожее

Источник