Медитация и Танец. Как перезагрузить ум и соединиться с собой через 5 ритмов танца.

«Самый быстрый, чистый, наиболее радостный способ вырваться из свой скорлупы — это танец. Я не говорю о том, чтобы просто встать и качаться в такт музыке. Я говорю про танец настолько глубокий, настолько полный ритма, что ты исчезаешь и остается только этот танец и ритм и пот и жар. 5 ритмов трансформируют танец. Движение — это лекарство, медитация и метафора. Вместе мы очищаем слой за слоем, срываем маски и танцуем, пока не исчезнем. Только для того, чтобы возродиться и заново открыть себя.» «Вот она. Я нашла свою практику», — подумала я, наткнувшись на эти слова Габриель Рот и  открыв для себя 5 ритмов. Танец для меня — это прежде всего свобода, свобода сливаться с музыкой, чувствовать свое тело, свобода выражать себя. Знаете упражнение, которое встречается часто в книгах по поиску призвания: «Если бы у вас было 5 воображаемых жизней, кем бы вы были в каждой из них?». Одна из этих жизней у меня неизменно отдана современной хореографии, хотя в этой жизни я танцами профессионально не занималась, а только прыгала со стиля на стиль, не достигая даже минимального уровня мастерства. До занятия по 5 ритмам, мой опыт танцевальной медитации был чисто интуитивный. Я включала музыку и позволяла тело двигаться само, наблюдая за ощущениями и чувствами, которые появлялись. Музыку я выбирала чаще всего инструментальную, но на занятиях можно услышать любую музыку, от классики до транса. Первое впечатление от занятия оказалось немного неожиданным — возможно, у меня были завышенные ожидания. Захожу в студию, играет музыка, часть людей просто двигается в такт, часть растягивается и делает движения, похожие на виньясы в йоге. Перед записью на занятие я просмотрела видео с преподавателем, Алексом Никифоровым, но по-видимому сработала программка, убежденная, что на занятиях танцев должны учить танцевать. Здесь никто не учил, преподаватель только слегка давал направление, акцентируя смысл каждого из ритмов и напоминая не зажимать и отпускать тело. Основную структуру занятию придает музыка.  Занятие начинается с легких и плавных мелодий, музыка ускоряется, пока не доходит до трансовой кульминации, а потом сворачивается и замедляется, пока не затихает в тишине. Плавные движения, льющаяся мелодия, c этого ритма начинается занятие. Это практика следования за своим телом, за своей внутренней правдой. Если говорить про элементы — это практика воды. Здесь мы учимся слушать себя, принимать себя и свой внутренний мир, наблюдать и принимать мир вокруг нас. Вода легко адаптируется, но она сильна именно в этой гибкости. Здесь мы отдаемся мужской энергии, африканским ритмам, бою барабанов. Стаккато про движение за своим сердцем,  про манифестицаю себя в мире в соединении со своими чувствами. Стаккато — это огонь, это энергия воина, это та часть нас, которая готова постоять за  себя, за правду и за то, что мы любим. Это также об отстаивании своих границ. Если вода — это моя родная стихия, то попытки воплощать огонь на тренингах по эмбодименту у меня практически заканчивались слезами. Но в 5ти ритмах, именно благодаря этой сменяющейся мелодике и энергиям, практика стаккато дается мне намного легче. Это свобода, это полное отпускание головы, плеч, ног, тела, это про скорость движения быстрее скорости мысли. Полностью присутствуя в своем теле в каждый момент времени, мы этим высвобождаем творчество и интуицию внутри нас. Это связь с чем-то большим, чем мы. Если смотреть на группу, которая танцует в этом ритме — это выглядит, как безумие, толпу сумасшедших в экстазе. Здесь и юмор, и легкость, отсутствие страха и неизвестности. Хаос — это энергия воздуха, легкая и свободная. Эта практика про прорыв, про выход за рамки через танец. Это возвращение на землю из хаоса, перегрузка и перерождение, выход за рамки деструктивных паттернов, которые нас держали. Здесь наступает ясность и легкость, но заземленная, основанная на внутренней силе. Это про состояние, искусство бытия, в котором есть и повторения, и циклы, и понимание связей со всем сущим. Как занятие по йоге заканчивается шивасаной, так и практика 5 ритмов заканчивается тишиной —  мы у цели. Но это не про отдых после физической нагрузки, это про слушание тишины, энергии, которая идет через нас и вокруг нас. Движения медленные, выверенные, каждое маленькое изменение в теле осознается нами, движения и формы не придумываются умом, мы идем за телом, пока все движение не останавливается в полной неподвижности сидячей медитации. Практику 5 ритмов называют по-разному. Кто-то называет ее Танцем Свободы (Freedom Dance), кто-то экстатическим танцем.  Но смысл её в любом случае в перезагрузке, к которой мы идем через Стаккато и Хаос, выходя на уровень примитивного ума, к корням.  Мы как-будто выходим за рамки границ, на которых построено наше я — наше эго. Через практику мы стираем свою идентичность для того, чтобы выйти к чему-то новому, в место, где мы еще не бывали. Примитивный ум дает доступ к творческим ресурсам. И через неподвижность и тишину, успокаивая ум, мы соединяемся с собой, и с этого белого листа можно начинать процесс трансформации. Практика не стала «моей практикой», как я в начале подумала. Но именно к ней я обращаюсь в кризисные моменты, когда мне нужна полная перегрузка. Например, на занятие по «5 ритмов» я сбежала в первый кризис с ребенком, когда ему было 5 месяцев. Эйфорию первых месяцев материнства сменило истощение, физическое и эмоциональное,  и мне нужно было сделать что-то для себя. И в момент, когда не помогала ни регулярная медитация, ни йога, я обратилась к 5ти ритмам. Практика настолько мощная, что я вернулась обновленная и «светящаяся». Это не я придумала, так сказал муж, который натерпелся дома с малышом, отказывающимся от бутылки с молоком. В 5 ритмах мне нравится структура и смена состояния, которую дают сменяющиеся мелодии и ритмы. Но это не единственная форма танцевальной медитации. Аутентичное движение, контактная импровизация с партнером — это все разные формы медитации в движении. Разница между практикой (самостоятельной или в группе) и обычным «потанцевать» — в осознанности. В каждый момент времени мы находимся в теле, чувствуя каждое движение. Если у вас есть возможность пойти на формальное занятия и окунуться в эту энергетику — прекрасно. Групповое занятие — это еще и прекрасная практика принятия других, различий между людьми,  неосуждения. Энергии 5ти ритмов очень по разному проявляются в людях, и если подходить к занятию «с умом», то можно подумать, что оказался на вечеринке безумцев. Если вы не можете посвятить 2-3 часа формальному занятию, попробуйте эту практику дома. Танцевальная медитация тем хороша, что ее можно делать с ребенком, начиная с момента, когда он плавает в своем персональном океане в вашем животе. Ходячий и бегающий гномик с удовольствием потанцует рядом с вами, а с совсем маленькими можно танцевать на руках. У меня сохранилось видео, где я танцую под латину с совсем еще крошечным Эдриеном, растрепанная и в домашнем халате, но улыбающаяся и счастливая. Попробуйте сложить плейлист или из композиций,  которые я предложила, или выбрать свои, и потанцевать, полностью отдавшись в музыке. Выделите хотя бы 30 минут на это, чтобы дать себе время погрузиться в каждый из ритмов. Главное в танцевальной медитации, забыть обо всем, слушать свое тело, забыть про других и про то, что они могут о вас подумать, просто быть собой и позволить телу говорить. Как сказала Айседора Дункан: «Если бы я могла сказать это, мне не пришлось бы это танцевать».

Источник