Маленькая столица, или Словацкий уикенд — Заметки на планшете

Тихая Братислава с населением меньше полумиллиона человек скромно приютилась на юго-западной окраине Словакии. Обычно путешественники отводят на знакомство со столицей всего один день или несколько часов — по пути из Вены в Будапешт (или наоборот). Я выделила на Братиславу, куда специально прилетела из Москвы, два дня. И на месте убедилась, что, даже если не брать с собой путеводитель по городу-на-Дунае, во время неспешных прогулок можно самостоятельно обнаружить все пункты, обычно указанные в гидах. Жил в Карпатах великан. И использовал он братиславскую крепость как стол. И переворачивал её на ночь вверх дном. И избавились жители города от великана, но так и не смогли перевернуть крепость обратно… Вот такую легенду придумали местные, чтобы объяснить сходство многострадального Братиславского Града с предметом мебели. Но мне прямоугольный замок с четырьмя башнями, скорее, напоминает корону — да, чуть большую по размеру, чем нужно, — водрузившуюся на отрог Малых Карпат. Он как будто гордо рассказывает, что в этом городе монархи венчались на венгерский престол в течение более 250 лет. Внимательно присмотревшись к Граду, хочется воскликнуть цитатой из фильма: «Смешение жанров, черт побери!» Здесь — готические эркеры, тут — барочные лестницы, а там — ренессансные росписи. Хороший объект для экзамена по архитектурным стилям. И в музее Града посетители найдут экспонаты на любой вкус: кто коллекцию монет, кто палеолитическую Венеру Мораванскую, кто трофеи словацкого хоккея. А я для себя отметила живопись словацких художников и — по пути в коронационную башню — место без камер наблюдения, где можно целоваться. Жители словацкой столицы совершенно спокойно соседствуют с «приземлившимся» в их городе НЛО. На единственном пилоне моста СНП, который соединяет берега Дуная, расположился круглый ресторан со смотровой площадкой наверху. (Наверное, единственная причина, по которой захочется пересечь реку.) Чтобы почувствовать себя инопланетянкой, поднимаюсь на высоту около 90 метров.  Вдалеке — австрийские поля и венгерские горизонты. Вблизи — чётко разделённый на Старую и Новую части город. Сверху отчётливо видно, как за века поменялись архитектурные пристрастия землян: с одной стороны — малоэтажные домики, прижавшиеся друг к другу, с черепичными крышами и романтичными мансардами; с другой — микрорайоны блочных домов-близнецов и серые кубы паркингов. (Но уверена, что даже на правом берегу Дуная не найдётся городских пейзажей, которые так красочно нарисовали в фильме «Евротур».) Не отказываю себе в возможности оказаться на борту НЛО — в высотном ресторане. Кроме столиков с белыми скатертями есть и небольшие, в виде чёрных табуретов — для тех, кто «только на минуточку» с десертом и коктейлем. Но минуточкой обойтись невозможно, особенно если приходишь в правильное время — перед закатом. Через большие окна видно, как небо и стены Братиславского Града начинают тихо переливаться оттенками розового, а предгорья Малых Карпат за Старым городом — нюансами сиреневого. И будто от свечей на столиках распространяются огни по всей Братиславе. В общем, я последовала девизу ресторана, отражённому на стене при входе: «Watch. Taste. Groove» — «Наблюдай. Пробуй. Наслаждайся». На углу Панской улицы и Рыбацких ворот чуть не спотыкаюсь о хитрого Наблюдателя. Он наполовину вылез из люка и, блестя своими кепкой и носом, смотрит на проходящих мимо девушек. (Тем более ироничным выглядит рядом с ним дорожный знак «Man at work».) В 50 метрах — улыбающийся Наци, безобидный городской сумасшедший, живший в Братиславе в первой половине XX века. Он незаметно для всех перемещается по Старому городу, а сейчас занял место перед входом на Главную площадь. И неизвестно, где он в следующий раз помашет мне своим цилиндром, когда я снова окажусь в столице. Ещё чуть дальше — босоногий французский солдат, в странной позе опирающийся на скамейку и тихо наблюдающий за прохожими из-под большой треуголки… Не знаю, каково в Братиславе соотношение «мужских» и «женских» памятников, но первые, явно, имеют большую популярность у туристов. За два братиславских дня я пересекла Старый город раз… ещё раз… и ещё раз… По пути от остановки до гостиницы, по дороге в Град, во время дневного и вечернего променадов, в поисках сувениров… Если что-то не видела во время первой прогулки по узким улочкам, обязательно замечала на следующей. При знакомстве с каждой новой постройкой город нашёптывал мне свои легенды. Вон Старая ратуша с башней на Главной площади. Когда мэрия обратилась к населению поддержать финансово её строительство, жители еврейского квартала ответили отказом. И теперь часы на башне, смотрящие в его сторону, без стрелок. А вот фонтан Роланда на той же площади. Говорят, что статуя рыцаря с мечом дважды в год сходит со своего постамента — в канун Нового года и в Страстную пятницу. Рассказал город и про Михальские ворота с белой средневековой башней, под которой находится Братиславский нулевой меридиан: если ты студент, проходя по аркой, не произноси ни слова — плохая для тебя примета. А в доме №7 на самой узкой в столице Бастионной улице, что по соседству с воротами, некогда жил городской палач. А вон Кафедральный собор святого Мартина, зажатый между обветшавшими домиками и мостом, расписанным граффити. Его внешнюю скромность компенсирует нескромная биография: именно здесь венчались на престол венгерские короли. Есть у собора и своя легенда: будто хорватский учёный Фауст Вранчич в 1617 году успешно прыгнул с парашютом с его колокольни. Если бы меня спросили, какой город Европы я считаю самым музыкальным, первый ответ, который бы пришёл мне в голову, был бы «Вена». Но оказавшись в Братиславе, я услышала, как она звучит! Ну, а на площади Гвездослава звучит — в прямом и в переносном смысле — целый оркестр. Здесь расположено здание Словацкой филармонии, на котором архитектурных элементов — как нот в музыкальном сочинении. Тут — музыкальный павильон, где часто проходят концерты.  А там — Словацкий национальный театр, в репертуаре которого нам есть, что посетить: международный состав исполняет оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского на русском языке. Даже корабли на Дунае никуда не торопятся. Кажется, некоторые из них остановились посмотреть на Братиславский Град — да так и решили остаться и превратились в ботели. При входе — железный трап; по нему который раз выхожу на одну и ту же набережную. Внутри — минимальный набор предметов интерьера, алюминиевые оконные рамы и занавески на проволоке. Из номера-каюты вид, с одной стороны, на спокойные воды Дуная, с моей — на Братиславский Град. Сравниваю и не понимаю, кому из постояльцев повезло больше. Кулинарная Словакия вошла в мой список стран, где дегустация блюд легко превращается в чревоугодие.  Я была готова к рёбрышкам, ножкам, вырезке, свинине, оленине, баранине, причём в восточно-европейских размерах, но не ожидала, что найду и в картофельных кнедликах мелко нарезанный бекон. А крики «Золотого Фазана» и вовсе пытаются отогнать последних вегетарианцев. Для одного из обедов выбираю популярный ресторан у подножья Града. Здесь есть всё, что требуется туристу: малоосвещённые залы с каменными сводами, деревянные столы с коваными стульями, меню на своём языке с обязательным пунктом «Словацкие национальные блюда» и ценообразование, непонятное местному жителю. Но если свернуть с натёртых туристическими ботинками мостовых, например, у Михальских ворот на улицу Замочника, и пройти под несколькими ароками в подворотню в здание 16 века, можно попасть в маленький, но шумный ресторан. В нём не будет дизайнерского декора, а только небольшие семейные фотографии на стенах. А в меню — те же жареные цуккини с деревенским сыром, брынзовые галушки с беконом, стейки из говядины и свиная рулька с соленьями. Только по демократичным ценам и оформленные по-домашнему. Пройдёт некоторое время, и в Братиславу захочется вернуться. Чтобы забраться в замок Девин, искупаться в озере Золотые пески, посетить фестивали музыки летом или фестиваль фотографии осенью. Или просто посидеть в одном из многочисленных уличных баров и выпить пиво Kasteel из бокала с изображением Града. И тишину маленькой столицы будут нарушат только звуки трамваев со знакомой с детства красно-белой расцветкой.

Источник