Как рисовать с детьми: 7 простых шагов

В ноябре 2018 года я прочитала лекцию на фестивале «Мамин день», который провел «Мамин журнал» (всячески рекомендую его, и не только потому, что приложила руку к его созданию!). Я рассказала о том, почему творчество и рисование необходимо для развития детей, как включить его в свою повседневную жизнь, даже если сами вы не только не художник, но и вовсе не умеете рисовать. Спойлер: это не мешает! Публикую здесь свои тезисы, вдруг вам это тоже пригодится. И пусть в вашей жизни будет больше разного творчества! На одном из последних Мировых экономических форумов был прочитан доклад под названием «Будущее работы». В топ-10 качеств, необходимых для успеха к 2020 году, ученые включили: Творчество — одно из главных качеств, которые пока не удается скопировать тем, кто моделирует искусственный интеллект. Совсем скоро появятся в обычной жизни автомобили-беспилотники, автоматические магазины, из нашей жизни уйдут десятки привычных профессий, но творческие возможности человеческого мозга будут все более и более востребованы. Но ведь творчество не всем дано! Есть способности — будешь творить, а если нет — сиди и учи математику или биологию. Так вы скажете? Кто думает, что творчество зависит от прирожденных способностей? Отвечу так: и да, и нет. Не буду отрицать, что способности при рождении у каждого разные. Однако доказано, что развивать любые возможности, в том числе творческие и креативные, возможно, и причем в любом возрасте. Уже известно из экспериментов, что рисование: И судя по всему, это еще не все бонусы, которые получают рисующие люди, потому что исследования в этой области продолжаются. Итак, творческие способности развиваются упражнениями и практикой. Но к сожалению, иногда уроки рисования превращаются в уроки строевой подготовки, когда шаг вправо — шаг влево карается словесным расстрелом… Когда шаблон и раскрашивание по номерам заменяют те самые творчество и креативность, которые рисование должно, по идее, развивать? После таких уроков многие дети быстро забывают о силе своего воображения, они уже не знают, что трава может быть не только зеленой, а небо не только голубым, они боятся ошибок, не зная, что в ошибках — сила и власть творчества. И многие потом с собой тянут во взрослую жизнь те самые горькие слова о том, что ты и линию-то ровно провести не можешь, не то что рисовать! Как будто одно имеет отношение к другому… Я вам рассказала о самом печальном сценарии, который, увы, часто имеет место быть. Но если вернуться к теме нашего разговора — что может сделать мама для себя и для своего, только еще начинающего познавать творчество малыша? Конечно, творить вместе с ним! Рисуете вы или нет, есть ли у вас диплом художественного училища или вас выгоняли с уроков рисования за кривые домики — совершенно не важно. Именно сейчас, со своим ребенком, вы можете начать все заново, с чистого листа. Для этого у вас есть все преимущества и возможности! Для малыша вы сейчас главный авторитет, вы умеете все по определению, а это не может не вдохновлять. Советы, которые я приведу, покажутся очень простыми, пока не начнешь применять их в деле и не почувствуешь, какое огромное сопротивление сидит внутри и как же сложно им следовать! Все эти приемы взяты у самих детей — именно так они действуют и именно так добиваются успеха, если им не мешать. Посмотрите, как маленький ребенок исследует пространство вокруг себя. Само его зрения для начала расфокусировано, он видит только на расстоянии вытянутой руки, и лишь постепенно расширяет границы своего зрения и своего мира. Малыш действует постепенно, осваивая сантиметр за сантиметром. Так же и вы. Не планируйте сразу рисовать гипсовую голову Гатамилата углем. Для начала просто возьмите карандаш и поиграйте с ним, попробуйте разные виды, поизучайте штриховки, не требуйте от себя никаких достижений и результатов. Просто изучайте и делайте по одному шажочку в день. Когда ребенок начинает ходить — падает по сто раз на дню. Но ни один грудничок из-за падений не перестал учиться ходьбе. Мы же очень часто готовы бросить занятие интересным делом при наступлении первых трудностей. Пробуйте снова. И снова. И сто пятидесятый раз снова. Если вы сделали ошибку — подумайте, а ошибка ли это? Возможно, это та самая возможность проявить креативность? Попробовать новый материал? Новую технику? Или переосмыслить сам способ работы? В самом слове ошибка уже кроется оценка. А что если уйти от оценочности? Не оценивайте свои работы и работы ребенка по какой-то шкале, кроме собственного интереса. Вам было интересно? Тогда работа удалась! В искусстве нет правил. И на любое правило, что вы узнаете в какой-то книжке или у какого-то преподавателя, найдется художник, который его опроверг и добился успеха. Поэтому узнайте правило — и потом сами решайте, как с ним поступать. Попробуйте не задавать правил ребенку. Какой формы может быть дом? Какого цвета небо? Какого размера нос у мамы? Да какая разница, если она самая красивая на свете! Правила и шаблоны сидят в нашей голове очень глубоко, и мы даже сами не знаем, откуда они могут выскочить на поверхность. Дети обожают повторения. Читать одну и ту же книжку. Рассматривать одну и ту же картинку. Играть в одну игру одним особым способом. Не бойтесь повторений. Повторяйте любимые сюжеты, копируйте любимые картины, пользуйтесь одними и теми же сочетаниями цветов. В том, что приносит удовольствие — источник силы. Вы можете спокойно рисовать один и тот же вид из окна. А ребенок — одних и тех же оранжевых кракозябр. Это хорошо. Такой период. Рано или поздно, вы сами захотите перейти к чему-то новому, это неизбежно. Когда придет время — пробуйте новое: размер, материал, инструмент, техника, композиция, взгляд — все новое вбирайте в себя как губки. Ненужное отпадет потом. Пока есть голод — напитывайте себя новым. Не стесняйтесь, что вы хотите всего и сразу. Когда вы уже встали на ноги и побежали — вам как и вашему малышу, сразу захочется оббежать весь мир, или хотя бы весь парк, и эта энергия желания поможет вам зайти куда дальше, чем вы думали в начале. Если вдруг одолела тяга к монументальному творчеству — не теряйтесь: расстелите кусок обоев, или выйдите на улицу и найдите забор. Возьмите кисти побольше или пульверизаторы, возьмите краски, оставшиеся от ремонта. Пусть порыв не останется незамеченным, и ваш маленький художник увидит, что в жизни всегда можно найти место для творчества. Ему это очень пригодится в будущем! Элизабет Гилберт «Большое волшебство» (купить в Лабиринте) — рекомендую прочитать всем, даже если вы не собираетесь рисовать. О страхах и критиках, которые живут в нашей голове и мешают нам вздохнуть спокойно и как с ними справляться. Марина Озерова «Уроки рисования» (купить в Лабиринте)  — практикующий педагог и художник, автор отлично объясняет и в теории, и на практике, как развивать творческие наклонности ребенка с самого раннего возраста и почему это важно. Джулия Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» (купить в Лабиринте) — автор системы «Путь художника» на этот раз делится своими методиками, как мамам настраивать всю семью на творческий лад. Как всегда, есть практические задания в конце каждой главы. Джин Вант Хал «Творческое воспитание» (купить в Лабиринте) — эта творческая мама не только рассказывает о конкретных занятиях, которые можно организовать дома, но и как создать питательную творческую среду, которая будет способствовать расцвету детских способностей.  Как можно использовать бросовые материалы и неожиданные инструменты, как рисовать во дворе и на даче — словом, целая энциклопедия в одной книжке. Ася Ванякина «Айсберг на ковре, или во что поиграть с ребенком» (купить в Лабиринте) — известный блогер придумывала игры для своего сына, а в итоге получилась отличная книга с более чем 100 идеями творческих игр и заданий.

Источник