Как научить читать ребенка? Сравнение методик обучения чтению

Как научить читать ребенка? Этим вопросом рано или поздно задаются все родители. Если во время нашего детства был всего один вариант ответа на этот вопрос, то сейчас уже есть много разных методик с одной стороны, и противоречивые мнения специалистов с другой стороны. Я расскажу о самых популярных методиках и поделюсь своим мнением на этот счет. Как всегда: кратко, по делу, без «воды». Скорее всего, вас учили читать именно по этому методу, как и меня. Он заключает в том, что ребенок сначала учит буквы, затем учится складывать их в слоги, а затем в слова. Основная проблема в том, что что детям в виду особенностей развития с трудом даются абстрактные понятия типа букв и цифр. Что такое А или Б? Какой-то символ, его нельзя потрогать, пропустить сквозь пальцы, не было опыта взаимодействия с этим понятием. Именно об опасности обучения традиционным способом малышей говорят детские психологи и рекомендуют начинать такое обучение не раньше 5-6 лет. Из плюсов стоит отметить, что вы легко найдете множество материалов и букварей, т.к. это самый распространенный вид обучения. Считается, что автор концепции складов является Лев Толстой, который с помощью этого метода мог научить читать талантливого ребенка 4 лет за неделю. Чем склад отличается от слога? Склад — это комбинация согласной и гласной буквы (ма, би, ко), одна буква (о, к, в) или согласная с мягким или твердым знаком (дь). Таким образом, любое слово легко раскладывается на склады. Со-м, ка-р-ти-н-ка, ру-ка. Ребенку предлагается запомнить склады и начинать складывать из них слова. Для этого разработаны специальные кубики Зайцева, попевки склады и т.п. Это уже недешевое удовольствие, кубики стоят от 3 до 8 тыс. руб. Другой проблемой, как в традиционной методике, является сложность сложить слово из складов (или слогов). Ма-ши-на. Уф, опознали слоги. Теперь надо не забыть, какой слог был первый. Еще надо сложить эти слоги в слово. Сколько умственных усилий тратится на прочтение одного слова! А если надо прочитать целое предложение? Таки способом читать очень сложно и тяжело, поэтому большинству детей чтение быстро перестает нравится. Никакого удовольствия, сплошной труд. Давайте вспомним, как читают текст взрослые люди? Мы читаем целыми словами, т.е. знаем, как выглядят слова и узнаем их по внешнему виду. Именно по этому вы почти без труда прочтете это отрывок: Этот метод подходит самым маленьким, т.к. нет проблемы с абстрактными буквами. Совсем другое дело, когда вы показываете карточку со словом “кошка» и говорите: Это кошка. Кошек малыш скорее всего видел, может даже гладил, имел опыт наблюдения или взаимодействия. Просто есть еще один вариант “кошки”, есть живая мурлыкающая кошка, есть нарисованная, а есть кошка вот такая на карточке. Кстати, чтение целыми словами используют в своих методиках и Лена Данилова, и Ольга Николаевна Теплякова. Они доработали методику Домина для детей от 1 года и добавили в нее игровой элемент. Надо сказать, что примерно после года я сама интуитивно поменяла подход к чтению, а после уже прочитала рекомендации Даниловой и Тепляковой, которые уже казались понятными и логичными. В чем заключается методика Домина? Если очень кратко, то в показывании карточек со словами малышу определенным образом. 3 набора карточек по 5 слов в каждом, быстро показываем ребенку, по 1 секунде на карточку. Такие показов в день должно быть 3 в день с интервалом минимум 30 минут. У меня карточки лежали в кармашке у пеленального столика: пришли поменять подгузник, заодно и слова посмотрели. Вечером в каждом комплекте убираем одну карточку, которую ребенка видел уже 5 дней, и добавляем новую карточку. Я подробно на вебинаре “Опыт мамы читающего ребенка” рассказывала об этом. Методики Тепляковой и Даниловой мне кажутся очень похожими. Они также основаны на чтении целыми словами, но предлагают включение карточек в сюжетные игры. Например, вы садите кукол и устраиваете чаепитие, при этом разложив карточки «Кукла Маша», «Кукла Даша» и т.д. Или украшаете елку карточками со словами. Или «варите» суп в кастрюле, добавляя туда карточки «картошка», «морковка», «лук» и т.д. Вариантов таких игр масса, их легко придумать самостоятельно. Основа методики — использование карточек со словами с сюжетных играх с детьми. Обратите внимание, в этих методиках обучение чтению происходит через игру, ребенок вообще не догадывается, что при этом он учится читать. На мой взгляд, самая эффективная и гуманная по отношению к ребенку методика обучения чтению — это чтение целыми словами в различных видах: Глена Домана для самых маленьких, и Тепляковой или Даниловой — для малышей от 1,5 лет. В следующей статье я расскажу о стереотипах и мифах о методике Домана на примерах из собственного опыта, а также зачем вообще детям учиться читать до школы. Хочу поинтересоваться вашим мнением: как и когда научились читать вы сами? Задумывались ли уже о методиках обучения чтению для своего ребенка? Начну с себя: меня научила читать традиционным способом старшая сестра в 5 лет, я смутно помню наши самодельные таблички с буквами и слогами. Но я долгое время не любила читать, пока мне не попала в руки книжка «Волшебник Изумрудного города», ставшая впоследствии моей любимой книгой. С тех пор я очень много и с удовольствием читаю. С сыном я занималась по методике Домана, после — уже сама придумывала игры со словами. Не знаю точно, когда именно он научился читать, но стал показывать этот навык где-то с года. А как было у вас? И что вы готовите для своего ребенка?

Источник