Голая правда о моде. Как создаются тренды? – Aesthetic Venture

Недавно мне в руки попалась одна занимательная книга «Дресс-код: Голая правда о моде» социолога и фэшн-журналиста Мари Гринде Арнтцен, в которой рассказывается о том, что мода — не о свободном выборе, а о соответствии, о том, как даже «случайный» слоган способен влиять на наши решения, и о том, как модная индустрия использует наши слабости против нас самих. Я нашла несколько интересных мыслей, которые могут ответить на ряд волнующих меня вопросов. Я довольно долгое время работала в fashion-сфере, в том числе как журналист и fashion-редактор, и я не раз сталкивалась с утверждениями из серии: «выбор редакции» или «новинка сезона», сама не раз писала статьи о трендах, но никогда не задумывалась об истинной причине их возникновения и о том, что в действительности влияет на их смену. «Тренды — не просто часть индустрии моды. Это способ рассказать миру о том, кто ты есть и кем ты хочешь быть», — говорит Мария Маккинни-Валентин (датская исследовательница трендов). И, действительно, мы постоянно реагируем на то, что происходит вокруг. Бесконечный поток из людей и событий, парадоксальная потребность выделяться и переменчивый характер моды порождают цепочку возможных теорий. Перед наступлением нового тысячелетия мода заметно сбавила обороты. Она стала более простой, даже слегка футуристической, но самое главное — она заняла выжидательную позицию. После чего на смену минимализму и естественности появился яркий миллениальный образ, не заметить который было невозможно. То же случилось с «ревущими двадцатыми», когда люди, пережившие войну, старались ни в чем себе не отказывать — десятилетие безудержного веселья на смену которого пришла Великая депрессия. За ней голод, Вторая мировая, нищета. Когда на смену элегантным образам 30-х пришла практичность и вынужденный минимализм. Тогда мода диктовалась не дизайнерами, не трендсеттерами, не иконами стиля, а социальными и экономическими обстоятельствами. Как утверждает сама автор: «Мода похожа на маятник. Черное и белое. Яркое и приглушенное. Если вы долгое время предпочитали один образ, его необходимо компенсировать чем-то противоположным. Так, на смену обтягивающим «скинни» приходят мешковатые джинсы-бойфренды. Низкая талия уступает место высокой. Это один из самых явных алгоритмов моды». Сущность и внутреннее устройство моды заключается в подражании. И неважно о ком идет речь. О детях, взрослых или стариках. Богатых или нищих. Все подражают друг другу. «Традиционно это было стремление подняться по социальной лестнице, желание выглядеть представителем более высокого класса. Теперь всё иначе», – объясняет Маккинни-Валентин. Актрису Кэти Холмс, которая одно время ходила в безразмерной клетчатой рубашке и старых джинсах, пытались копировать женщины всего мира. Она стала иконой моды потому, что носила бесформенную одежду. Она выделялась, и оттого ей хотели подражать». Забавно, что одна и та же вещь может восприниматься в разных кругах по-разному. Если пресловутую клетчатую рубашку наденет, скажем, скромный пожилой мужчина, она будет ассоциироваться с низким статусом. В то время, как на молодой девушке она будет подчеркивать ее молодость и непростой характер. «Сменой модных тенденции управляют деньги. Каждый сезон актуализируются иные образы, поскольку индустрии моды нужно зарабатывать. Маятник раскачивается и заставляет людей покупать новые вещи. По крайней мере в том случае, когда модельерам хватает ума создавать тренды, которые не появлялись ранее или отличаются от прежних какой-нибудь важной деталью. Именно поэтому с наступлением нового сезона во всех магазинах появляется вещь, которой присваивают звание фаворита. Пальто верблюжьего цвета или сандалии-гладиаторы — как только хит сезона объявлен, он тут же появляется во всех витринах, а немного погодя и на улицах». Смешивай и сочетай — главный принцип постмодернизма. Комбинируя противоположные по характеру вещи, мы демонстрируем свое пренебрежение к трендам. «Рычаг весов, балансирующий между двумя базовыми потребностями, должен остановиться в определенном месте. Если он слишком склонится в сторону потребности выделиться, вещь не станет модной. Если перевесит потребность в слиянии – тоже. Где-то посередине существует точка, в которой достигается идеальное равновесие. Речь идет о динамическом балансе — этот процесс никогда не заканчивается. Мода следует тому же алгоритму, что и сам человек. Это вечные метания между стремлением быть собой и быть с ними». Больше о моде можно почитать .

Источник