"Если чего-то хочется, то место для этого обязательно найдется", — интервью с режиссером Маритой Зава

Зачем смотреть фильмы, из чего состоит правильная кино-диета ( вы же не хотите отравиться некачественным синематогрофом?), как небанально смотреть мультфильмы с детьми и какое кино заставляет купить маленькое черное платье, рассказала кинорежиссер Марита Зава. Мой основной ориентир в жизни то, что я чувствую сейчас. Кино мне помогает испытывать огромную гамму эмоций. Бывает, я заматываюсь: дети, работа, быт.Кажется, некуда деться из этой рутины, никак не выбраться из матрицы.Но делаешь паузу, смотришь фильм, плачешь, и как-то легче становится, сил больше появляется. Происходит очищение, высвобождение духовной энергии. А иногда просто смотрю любимые сцены из фильмов, наслаждаюсь эстетическим решением, игрой актеров. Для меня кино — самый быстрый способ испытать эмоции. Ведь даже чтобы прочитать книгу нужно гораздо больше времени. А фильм идет, как правило, 1,5-2 часа. — Почему ты не осталась в профессии? Я пыталась, но недостаточно сильно. Сейчас уже я понимаю, что не сделала практически ничего, чтобы добиться дебютного фильма. Отправила сценарии нескольким продюсерам, мне ответили, что сейчас в такое «авторское» кино никто вкладываться не будет, а мне тогда хотелось снимать только «мое» кино. И я как-то очень быстро опустила руки. Потом в моей жизни появился телеканал «Живи», и я им загорелась. Я действительно верила в то, что мы меняем систему. Изначально были большие планы, хотели снимать фильмы, делать шоу, и что самое важное, мне хотелось делать что-то полезное для общества. И это был как раз тот случай. Любой человек в России, покупая доступ к нашей видеотеке всего за 100 рублей в месяц, мог заниматься фитнесом или йогой с самыми лучшими инструкторами страны. Меня от этого драйвило. К тому же у нас была потрясающая команда. Потом я родила одного ребенка, потом второго, и больше даже не пыталась прийти в кино. Но все-таки не могу однозначно ответить на вопрос, что не осталась. Я, наверное, росла все это время, чтобы сказать что-то очень важное. И я верю, что все-таки скажу.Сейчас у меня есть мое маленькое кинопростанство в виде блога. Мне хочется вдохновлять людей смотреть настоящее кино, художественное. Чтобы как можно больше людей разными способами и путями, но все же нашли свою дорожку в этот мир. Мне кажется, в искусстве нет правильного и неправильного. Каждый находит то, что откликается ему. Если человек только погружается в мир кино, то сначала стоит посмотреть жанровое кино, понять «законы жанра». Затем постепенно переходить к авторскому кино. Например, у Джармуша есть совершенно прекрасный фильм «Ночь на земле». Он состоит из пяти киноновелл, и все они понятны зрителю с любым уровнем подготовки. А фильм «Мертвец» — сплошная метафизика, там столько разных аллюзий и символов, чтобы объять его нужно иметь определенный уровень насмотренности. В качестве первого фильма я бы его не рекомендовала. Сейчас как раз планирую серию статей на тему того, с какого фильма у какого режиссера лучше начинать. Пока вот о Феллини написала. А если говорить о диете, то мне нравится подход Татьяны Черниговской. Мы должны питать мозг, а не засорять его. Если все время смотреть примитивные сериалы, то мозг прекращает искать образы, толковать кинотекст, происходит просто блуждание взгляда по экрану. —  В своей статье «Что надеть на «Завтрак у Тиффани»» ты пишешь, что именно после этого фильма возжелала маленькое черное платье. А без чего ты не представляешь свой гардероб сегодня? Я мало похожа на героиню фильма, и вообще очень непритязательна в одежде. Маленькое черное платье у меня, конечно, есть, но надеваю я его раз в год по особому случаю. Чувствую себя жутко некомфортно. Стесняюсь себя, своей сексуальности, когда на меня вдруг обращают внимание. Мне проще забраться в свитер oversize или в брюки типа афгани. При выборе вещей, я ориентируюсь не на бренды, а на ощущения. Важно, чтобы ткань обволакивала, мягко меня касалась и была едва заметной. И не представляю свой гардероб без удобной обуви. —  Случалось ли, что после просмотра фильма, ты меняла свою внешность ( или предпочтения в еде, ну мало ли) из-за образа героини? Совсем кардинально не меняла, но если что-то нравилось, то забирала себе. Когда первый раз решила коротко подстричься, ориентиром были стрижки Мэг Райан в «Городе ангелов» и Анджелины Джоли из фильма «Хакеры». Такие совсем разные образы, но в итоге, и получилось что-то среднее. А еще мне жутко нравились шапочки и шарфики у Шарлиз Терон из фильма «Сладкий ноябрь». У меня одно время тоже была целая коллекция) — Ты в одной статье пишешь, про интерьеры героев и их влияние на атмосферу фильма.  Скажи, пожалуйста, когда ты работаешь над фильмом, какое место занимает интерьер? И вообще насколько важно, чтобы он был говорящим? Сейчас я не снимаю именно кино. Я закончила ВГИК, сняла несколько короткометражек, клип для группы «Блестящие», участвовала в рекламных проектах, а потом меня позвали на телек, и я там застряла на долгие годы. Но для меня интерьеры — очень важная часть. Когда я продумывала концепцию своего дипломного фильма, мы очень долго сидели с дизайнерами, чтобы придумать декорации, а уж сколько времени я провела на выборе локейшенов, пока не нашла нужное место. В итоге, все равно была провальная одна сцена и именно по площадке. На мой взгляд, художественное решение важно не меньше чем сценарий. Каждая мелочь, каждая деталь должна быть продумана. От одной неправильной декорации может разрушиться все картина. Отчасти — да, отчасти — нет. Когда я купила квартиру, мне непременно хотелось что-то легкое, воздушное, в стиле прованс. Но потом у меня появились дети (2 мальчика), и моя квартира в стиле прованс быстро превратилась в квартиру в стиле прохламс. Я сейчас мечтаю о своей квартире-студии, где я бы могла именно работать: писать, рисовать, творить. Вот она точно будет отражать меня. —  Существуют культовые сериалы, формирующие поколения. Например, «Секс в большом городе». Из нового, думаю, таким станет «Рассказ служанки». Какое у тебя отношение к сериалам? Я смотрю сериалы. Но довольно избирательна в этом отношении. Обязательно смотрю культовые сериалы. Начала, конечно же, с «Твин Пикса», пожалуй, ничего более мощного никто и не снял. Но есть темы, которые мне близки, или когда есть исторический интерес. Например, в сериале «Корона» я изучала интерьеры и дворцовый этикет. В сериале «Миллиарды» потрясающая драматургия. Как правило, в сериалах я более-менее могу предсказывать, что произойдет. Но «Миллиарды», равно как и «Игра престолов» рушат все ожидания зрителей. Ну, как можно убить главного, самого харизматичного героя в конце первого сезона? Я каждый сезон жду, что Нэд Старк вернется к нам в том или ином обличии. «Секс в большом городе» мы вообще смотрели в обнимку с мужем. Моя мечта была сидеть перед окном, как Кэрри и работать на своем макбуке. В чем-то эта мечта уже реализовалась. —  У тебя потрясающий подход к просмотру мультиков!(Редакция тоже хочет, чтобы Марита с ними посмотрела мультфильмы. После Тайны Коко, наша героиня предлагает сходить в «Аптекарский огород», обсудить тему религии, смерти и традиций, а еще сделать театр теней и посадить бархатцы!) Скажи, пожалуйста, такой подход, следствие образования или творческий порыв? Я, наверное, скажу сейчас смешную вещь, но я работаю над воспоминаниями своих детей. По факту, я, конечно, не знаю, что они будут помнить, но мне хочется, чтобы они помнили именно те моменты, когда мы вместе касались прекрасного. Я хожу с ними в театр, смотрю с ними на закат, собираю осенние листья в парке, обнимаю, пеку пирог, и вот этот запах хочу, чтобы был потом в их жизни, как связь со мной. Что-то такое неуловимое, что переносит в детство, и по телу разливается тепло. Вот фильм «Зеркало» Андрея Тарковского соткан из таких сновидений и воспоминаний. Деревенский дом, кувшин молока, белье, развешанное на веревках. Дуновение ветра — и ты в другом временном пласте. Я хочу, чтобы мои мальчики замечали красоту во всем: в природе, в словах, в образах, в старых стенах, в тишине. Как могу передаю им мое ощущение прекрасного. —  Как считаешь, то что мы смотрим в детстве, формирует нас? Замечала, может быть, связь с любимым мультиком и своей настоящей жизнью? Я уверена, что во многом формирует. У меня нет большой связи из детства с мультфильмами или фильмами, т.к. в моем детстве мы смотрели мультик 1 раз в день «Спокойной ночи, малыши», а по выходным — программу «В гостях у сказки». Но я очень много читала, придумывала свои миры, уходила в них с головой, разыгрывала представления для детей во дворе, рассказывала им сказки. Плюс очень много занималась музыкой, хоть меня в детстве и заставляли, но эти занятия позволили мне научиться глубоко и тонко чувствовать ее. И, кстати, в работе с композиторами мне это очень помогало. —  Как найти в своей жизни место для искусства? Если чего-то хочется, то место для этого обязательно найдется. Убеждалась в этом неоднократно. Я встаю в 5:30-6:00, чтобы успеть сделать свои дела до того, как проснуться дети. Мой мозг в это время еще спит, поэтому обычно утром я бегаю, занимаюсь йогой, медитациями, настраиваюсь на день, визуализирую его. А вечером стараюсь в 21:00 укладывать детей спать. И у меня еще есть час-полтора до моего сна, чтобы почитать или посмотреть кино. Это, конечно, требует дисциплины, силы воли, но когда понимаешь, что стоит на кону, то просто следуешь этому. В какой-то момент, я осознала, что за детьми начинаю постепенно  исчезать как личность. Остается только мама и жена. Когда младшему сыну исполнилось 3 года, я немного выдохнула, вернулась к творчеству. Автор проекта Feellini, пишу для тех, кто хочет изучить творчество великих режиссеров и научиться разбираться в кино.

Источник