Дорога в Заполярье

Ездить отдыхать на море — это уже становится нормой жизни. Куда едет большинство наших соотечественников? Туда, где тепло: Турция, Египет, иногда — Индия, если уж совсем бюджетно или есть родня — в Крым. Гораздо интереснее — ехать туда, в каком направлении среднестатистический россиянин покрутит пальцем у виска и повернется попой. Поэтому, мы тоже поехали на море. На Баренцево море. В Заполярье. Лагерь моих друзей и знакомых разделился пополам. Половина как раз крутила пальцем у виска и сообщала трагическим голосом «Вы сумасшедшие», «Делать вам больше нечего» (жаль, нет у меня больше этих друзей, а хорошие ведь были люди). Матушка коротко попросила «Не убейтесь». Остальные восторженно хлопали глазами и просили фоточек. Собственно, момент X все же настал. И мои восторги сменились легким беспокойством. Я никогда не была на Севере. Я не знала, что паковать в рюкзак, что брать с собой, что надевать на себя, какую еду мы будем там есть, что там вообще, и аааааа!!!! паника!!!!! Впрочем, паника сменилась классическим русским «нехай буде», и мы отправились в путь. Выезжали в ночь, с четверга на пятницу. Я не знаю, что там про вещие сны, но я упаковалась на заднее сидение и до самого утра, пусть урывками, но очень сладко проспала. Говоря честно, пока за окном темно — мне было глубоко пофигу, что происходит за окном. Мурманская трасса — до определенных географических точек достаточно объезженное мной направление. Краем сознания отмечала в пути знакомые точки (Сясьстрой, Лодейное поле, Подпорожье). Дальше — сознание отключилось окончательно, и включилось только тогда, когда наступило время пить кофе, то есть — только утром. Скажу сразу: будет много фотографий неба. Потому что всю дорогу до финальной точки (полуостров Рыбачий) нам транслировали чудесные облачные представления: многослойные, разноцветные, фактурные до изумления. Первое, что бросилось в глаза — как меняется пейзаж за окном. Когда катаешься по Ленобласти и ближней Карелии, привыкаешь к бесконечному лесу за окном. А здесь лес сменяется каменистыми вкраплениями и откровенными скальными образованиями. Тундра приветствует путников. Да и лес вокруг — совсем другой. Непривычный. Реже, светлее, ниже. И с проплешинами. Еще не доезжая каких-либо известных населенных пунктов, есть достопримечательность. Родник у реки Черная. Сейчас он освящен РПЦ, чему свидетельствуют таблички и иконы. Но говорят, что этот родник издавна известен среди местных, и обладает целительными и волшебными свойствами. Ничего не могу сказать про волшебство, но машин туда, даже в раннее утро (около 6 часов утра) подъезжает немало. А может быть, дело в том, что это единственный источник питьевой воды на много километров. Следующая знаковая точка нашей дороги, кроме разговоров и хиханек — обозначение Полярного Круга. Мне казалось, что дальше, прямо как по волшебству, должны начаться снега, медведи и прочий Север. (И белые ходоки до кучи) Но нет, просто красивый указатель, с координатами. Вот где автомобилей и людей много! Здесь, конечно, принято фотографироваться. Наша маленькая, но гордая, экспедиция в сборе. \ Где-то в районе Кандалакши в поле зрения вплывают величественные горы. Пейзаж, надо сказать, тоже кардинально меняется. За окном уже давно не лес, а сопки, кустарники, низкая растительность. Оно и понятно: холодно же. Первый крупный город на нашем пути — Мурманск. Вот где дороги — абсолютно непривычные среднестатистическому обитателю урбанистической реальности. Крылатый, наш почти бессменный пилот, рассказывал о том, что на севере дороги прорубались в скалах. Судя по увиденному на дороге, других вариантов здесь просто не могло существовать. Чем дальше от «двух столиц», тем больше можно встретить уникальной архитектуры. Если бы было время подольше погулять по городу, наверняка можно было бы найти что-то еще более интересное. На возвышении установлен памятник «Защитникам советского Заполярья». Говорят, в народе его называют Алешей. «Родину-мать в Волгограде помнишь? Ну вот почти то же самое, только поменьше и Алеша». Масштаб можно оценить, сравнивая размеры памятных венков у ног и самого памятника.   Перед памятником традиционный вечный огонь. Откуда открываются шикарные виды на часть города, действующий порт и в принципе — на окрестности. Дорога продолжилась. Северное небо, северные облака — совершенно другие. Очень красивые. До самой таможни (а Рыбачий — это приграничная зона) можно было просто молча смотреть в окно. И вот — таможня. Вполне конкретный шлагбаум, люди в форме, все по-взрослому. За поворотом в сторону Рыбачьего трасса заканчивается. Оно и не мудрено: кому нужны дороги на севере, тут ведь на спецтехнике — проще и дешевле. Первая остановка, еще не доезжая до полуострова Средний (это перед Рыбачьим) — водопады. На Севере, как оказалось, их вообще много, но было очень здорово прямо с самого начала путешествия посмотреть на такую красоту. Разумеется, на фоне этого не возможно не запилить себяшку. Мальчики развлекаются.

Источник