Блейк Снайдер «Спасите котика. Полезные советы для начинающих писателей!

Ни для кого ни секрет, что я пишу книгу. Первая часть книги уже на сайте, а вторая в процессе написания. Еще пока не знаю, это будет дилогия, или трилогия. Действительно, есть чему поучиться у писателей, и поэтому я настоятельно рекомендую читать книги, в которых вы можете почерпнуть пользу для своих книг. У меня смешанные чувства по поводу книги «Спасите котика». Я прочитала ее буквально за два дня, когда мы с мужем возвращались из ОАЭ в Краков. Название-то какое обалденное, правда? Сразу хочется книгу купить и узнать что же там! Да только я осталась разочарованной. Эта книга была в списке литературы для начинающих писателей, и я так очаровалась названием, что упустила из виду, что книга-то для начинающих сценаристов! Она оказалась полезной лишь наполовину, а то и меньше. Но раз уж я ее купила и прочитала, то все-таки оставлю здесь цитаты, которые, в принципе пригодятся и начинающим писателям. «О чем история, если в двух словах?». «Самое первое, что отличает хороший логлайн, (дополнение от автора: формулировка своей истории в одном предложении) – ирония». «… хороший логлайн должен эмоционально интриговать, словно зуд – и почесать нельзя, и удержаться невозможно». «Второе важное требование, которому должен отвечать удачный логлайн, заключается в том, что после его прочтения перед вами должна возникнуть вся картина целиком». «Суть в том, что хороший логлайн, помимо того, что цепляет ваше внимание, еще и обещает вам нечто большее». «Наконец, еще один непременный фактор – это то, что к хорошему логлайну должно прилагаться соответствующее название картины. Фактически правильное название фильма и логлайн – это своеобразный двойной удар, выстоять против которого нет шансов». «Для хорошего названия обязательно, чтобы оно было заголовком истории». «И, чтобы добиться успеха, вы должны предложить неожиданный поворот. Вы должны вырваться из рамок клише. Вы должны “дать нам то же самое… только другое”». Блейк Снайдер придумал 10 категорий фильмов, но можно ли их отнести к книгам? Решайте сами. Некоторые из них я здесь процитирую. «Понять, о ком ваш фильм, – это следующий шаг в определении его сюжетной линии. Как говорил мне мой мудрый отец: “Расскажи мне историю о парне, который…». «Чтобы сделать ее (дополнение от автора: идею) работающей, приходится трудиться над персонажами, придумывать протагонисту самый острый конфликт, самое длинное путешествие и самую базовую цель, чтобы усилить идею для достижения максимального эффекта». «Таким образом, чтобы идея была жизнеспособной, хороший логлайн нужно усилить персонажами, способствующими ее раскрытию лучше всего. Вся соль в том, чтобы придумать героев, которые: «Как только вы придумали героя, вы должны понять его мотивацию. Чтобы фильм имел успех, мотивация героя должна быть базовой, на уровне основных инстинктов». «В основе самых удачных кинематографических идей, как и в основе мотивации главного героя, лежат базовые потребности и желания. Базовые!». «Наконец, помните, что самое главное – это ваш герой. Пусть у него будет цель. Реальная, базовая цель, понятная всем и каждому. Пусть его желания окажутся приземленными и простыми: выживание, насыщение, секс, защита любимых, страх смерти. «Самое ужасное, что случается при написании сценария, – это не довести дело до конца». «Напомню, что правило написания сценария “Спасите котика” гласит: “При первом появлении главному герою надлежит сделать что-то такое, что завоевало бы симпатии аудитории и привлекло зрителей на его сторону». «”Непреложные законы сценариста” гласят, что когда ваш главный герой не вполне положителен, нужно просто сделать его антагониста еще хуже». «Укладка трубы” – смысл в том, что если ваша предыстория и установочные сцены растягиваются больше, чем на 25 страниц, у вас проблема. Сценаристы называют это “укладкой трубы”. Зритель называет это “верните мои деньги”». «Правило, условно названное “Черный ветеринар”, я читаю ответвлением уже известного вам правила “Абракадабра в квадрате”. Оно применимо, когда речь заходит о творческих концепциях». «И тем не менее это одно из основных правил кинодраматургии и творческого подхода: простота – залог успеха. Одна концепция за раз». «”Осторожно, ледник!”. Опасность должна присутствовать здесь и сейчас. Угроза должна быть реальной для тех персонажей, за которых мы переживаем. Нам следует ясно понимать с самого начала, что может с ними случиться и к чему приведет эта неминуемая угроза. В противном случае вы нарушаете правило “Осторожно, ледник”». «Прежде чем приступить к работе, я продумываю, как будет меняться каждый из моих персонажей, и отмечаю на доске основные вехи их изменений в оде развития сюжета». «Если персонаж не действует, он – не герой». «Ваша задача – раскрыть персонажей, показать их желания, надежды, мечты и страхи, для чего важно не только то, что они говорят, но и как они это делают. Хороший диалог помогает нам узнать больше о том, что происходит, из его подтекста, а не из произносимого в открытую». «.. главный герой и плохой парень, условно говоря, “идут в комплекте”, а значит, должны обладать равной силой и способностями. Антагонист должен быть чуть-чуть сильнее главного героя, потому что ради победы он готов абсолютно на все». «”Поворот, поворот и еще поворот” заключается в том, что сюжет не может просто размеренно идти вперед, в нем обязательно должны присутствовать неожиданные повороты и пики напряжения». «С каждым следующим шагом в развитии сюжета должно открываться что-то новое о ваших героях и о смысле всего происходящего. Вам как автору сценария следует показать, как это влияет  на героев. Вам нужно раскрыть их недостатки, сомнения, страхи, а также обозначить угрозы, нависшие над ними». «Вы должны сделать явными скрытые силы, неиспользованные ресурсы и преступный замысел плохих парней – все то о чем не знает главный герой». «… задача состоит в том, чтобы вызвать у зрительской аудитории эмоциональный отклик». «Где минуты страсти? Где минуты разочарования? Где сцена, вызывающая у зрителей страх? Если всего этого в вашем сценарии нет, возьмите просто смешную или просто драматичную сцену и попробуйте добавить а нее один из недостающих эмоциональных оттенков». «Есть хороший способ, как это можно осуществить: выберите те эмоции, которые вам хотелось бы добавить, а затем вернитесь к тексту и отметьте сцены, где необходимо изменить эмоциональную тональность». «Сделайте, чтобы ваши персонажи общались не так, как вы и я. У каждого из них должна быть своя манера говорить, пусть даже о повседневных вещах, отличая его от остальных. Диалог – возможность для вас раскрыть персонажа и показать, что это за человек, а не только выразить, что он хочет сказать. То, как персонаж излагает свои мысли, – и есть отражение его характера, а также его прошлого опыта, его внутренних демонов и его мировоззрения». «Тогда Майк и научил меня этому простому тексту на качество диалога: возьмите страницу вашего сценария и закройте имена персонажей, произносящих текст. Теперь прочитайте ваш диалог, как он есть, реплика за репликой между всеми участниками. Можете ли вы определить, кто это говорит, не подглядывая в сценарий, чтобы узнать имя персонажей?» «Каждый герой должен обладать своей неповторимой манерой говорить, но при этом в его внешности также должна присутствовать какая-то деталь, которая поможет образу остаться в памяти читателя». Читали эту книгу? Какие у вас сложились впечатления? Какая цитата понравилась вам больше всего?

Источник