25 сентября
Три приема сторителлинга, которые помогут расширить аудиторию блога

Как выстроить историю, раскрыть персонажей и сделать их речь естественной.

Три приема сторителлинга, которые помогут расширить аудиторию блога

Мы читаем и слушаем истории круглые сутки: в новостях, письмах, комментариях. Они звучат в кофейне, в офисе, в переговорке, в баре и даже во сне. В современной экономике, основанной на внимании людей, истории важны как никогда раньше. Все хорошие истории по-своему уникальны, но они разделяют общий ДНК. Автор CopyBlogger Келтон Рейд перечислил три модели, лежащие в основе успешного сторителлинга. Приводим перевод.

Основа хорошей истории

Учитель химии и его семья едва сводят концы с концами. У их сына церебральный паралич, а жена неожиданно беременеет. Когда у отца диагностируют рак легких, он сталкивается с этической дилеммой. Стоит ли ему пойти на преступление, чтобы прокормить семью и заплатить за лекарства, которые семье не по карману?

Тренер в колледже разочарован тем, что у спортсменов нет подходящих ботинок. Он плавит резину в вафельнице, чтобы сделать удобную обувь для бега. Он обжигается, склеивает части вафельницы, но не сдается. Потом пришивает свою поделку к паре ботинок. Его бегуны в них летят, как пушечные ядра. Он продает обувь из багажника, а однажды запускают свою линию кроссовок. «Вафельные» ботинки носят известные спортсмены по всему миру.

В раннем возрасте маленький мальчик переживает смерть обоих родителей, которых убивает преступник при ограблении. Парень вырос и стал влиятельным миллиардером-промышленником. Он втайне тренируется, чтобы стать внушающим страх борцом с преступностью и защитником слабых. В городе стремительно растущей коррупции и криминала он воплощает надежду для небогатого населения.

Вы наверняка узнали в первой истории сюжет сериала «Во все тяжкие», во второй — историю создания компании Nike, а в третьей — пересказ «Темного рыцаря» и комиксов о Бэтмене. Что помогло превратить эти простые истории во франшизы и прочные бренды? Они влияют на то, что делает нас людьми, — на эмоции.


Прием киностудии

Небольшая, но талантливая группа из четырех людей в конце 1970-х учредила компанию Computer Graphics Lab. Позднее она стала известна как Lucasfilm, а сегодня называется Pixar. Команда объединила усилия с режиссером «Звездных войн» Джорджем Лукасом и получила инвестиции от основателя Apple Стива Джобса.

Во всех работах студия использовала одну технику. Ее можно описать в шести предложениях: «Давным-давно был ___. Каждый день, ___. Однажды ___. Из-за этого, ___. Из-за этого, ___. Пока наконец ___».

Возьмем мультфильм в поисках немо и заполним пропуски: «Давным-давно жила рыба-клоун Немо, которого воспитывал отец. Каждый день Немо ходил в рыбью школу. Однажды он поехал с классом на экскурсию и попался дайверам. Из-за этого он оказался в аквариуме дантиста. Из-за этого его отец отправился на его поиски. Пока наконец Немо не вернулся домой».


Прием телевизионного продюсера

Автор сериала «Сообщество» и мультсериала «Рик и Морти» Дэн Хармон придумал алгоритм в восемь простых шагов, который использует для создания успешной истории:

  1. Главный герой и его друзья обнаруживает себя в зоне комфорта — обычной жизни.
  2. Они чего-то хотят, чтоб удовлетворить желания или решить проблему.
  3. Оказываются в незнакомой ситуации.
  4. Должны адаптироваться к ней, преодолеть сопротивление и возражения.
  5. Получают то, что хотели. Появляется наставник, который направляет их и дает ключ к решению проблем.
  6. Но им приходится за это платить.
  7. Они возвращаются к знакомой ситуации.
  8. Они изменились к лучшему.

Дэн Хармон применил этот алгоритм практически к каждому проекту, над которым работал, и это позволило ему обрести поклонников и недавно получить Эмми за «Рика и Морти».


Прием серийного писателя

Американский писатель, мастер криминальной литературы и вестернов Элмор Леонард вывел десять правил письма. Вот его простые принципы хорошей истории в сокращении:

  1. Никогда не открывайте книгу с описания погоды. Если вы делаете это, только чтобы создать атмосферу, а не дать реакцию персонажа на погоду, вам не нужно заходить слишком далеко. Читатель склонен пролистывать такие описания в поисках слов людей.
  2. Избегайте пролога. Он может быть раздражающим, особенно пролог после представления, которое идет после вступления. Это чаще встречается в нон-фикшне. Пролог в романе — предыстория, и вы можете вставить ее куда хотите.
  3. Никогда не используйте глаголов кроме «сказал», чтобы описать действие в диалоге. Реплика в диалоге принадлежит персонажу, а глагол — это попытка писателя совать нос не в свое дело. Слово «сказал» гораздо менее навязчиво, чем «проворчал», «прошептал», «предостерег», «соврал». Однажды Элмор видел, как писатель закончил диалог словами «она увещевала», и ему пришлось остановится, чтобы посмотреть в словарь.
  4. Никогда не используйте наречие, чтобы дополнить слово «сказал». Он «жестоко увещевал». Использовать наречие так или как-то еще — смертный грех. Так писатель использует слово, которое отвлекает и может помешать чтению.
  5. Держите свой восклицательный знак под контролем. Вам разрешено не больше двух или трех восклицаний на 100 тыс. слов. Если вы умеете играть с восклицанием как Том Вульф, то можете бросать их в текст горстями.
  6. Никогда не используете слова «неожиданно». Элмор Леонард считает, что это правило не нуждается в объяснении. Он заметил, что писатели, которые используют слов «неожиданно», также не могут контролировать себя при использовании восклицательных знаков.
  7. Используйте местные диалекты и говоры как можно меньше. Как только вы начнете объяснять слова в диалоге и загружать страницу ударениями, вы не сможете остановиться.
  8. Избегайте подробных описаний персонажей. Как в «Белых слонах» Эрнеста Хемингуэя выглядели «американец и его девушка»? «Она сняла свою шляпу и положила на стол». Это единственная отсылка к физическому описанию в истории, и тем не менее мы представляем себе эту пару и знаем их тон голоса, без единого прилагательного.
  9. Не углубляйтесь в подробные описание мест и вещей. Если вы не Маргарет Этвуд и не можете изобразить сцены словами… Но даже если вы в этом хороши, вам не нужно описание, которое затормозит течение истории.
  10. Попытайтесь убрать часть текста, которую читатели пропустят. Подумайте, что вам хочется пропустить, читая роман. Писатель, возможно, описывает погоду или залез в голову персонажа, а читатель либо знает, что человек думает, или его это не волнует.

У Элмора Леонарда есть еще одно правило, которое объединяет все десять: «Если речь выглядит не сказанной, а написанной, я ее переписываю».

Илья Новиков Автор: Илья Новиков
Поделиться
Плюсануть
Запинить
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть


Вам может понравиться