23 сентября
Автор известного буктьюб-канала «Теория большого чтива»: «Для меня популярность — побочный эффект»

Мария Покусаева — редкий пример буктьюбера, которого интересно смотреть не только потому что книги, подобранные для рецензии, действительно этого заслуживают, но еще и ради того, что именно она говорит. Если всегда мечтали быть буктьюбером, но не знаете, как стать лучшим в своем деле, — внедряйте советы Марии.

Автор известного буктьюб-канала «Теория большого чтива»: «Для меня популярность — побочный эффект»

Hello, Blogger: У тебя очень крутое название блога. Как придумывался канал?

Мария Покусаева: — Это был брейнсторминг. Я в то время работала продавцом в книжном магазине и понимала, что без хорошей информационной поддержки некоторые серии, которые мне нравятся, никогда не будут переведены. Поэтому мне захотелось как-то мотивировать людей, рассказывать им о том, что есть такие классные штуки. И я подумала о канале.

Оказалось, что каналов существует уже довольно большое количество, мы сидели с друзьями и пытались придумать название, чтобы оно было ярким и запоминающимся. Из вариантов еще была «Тишина в библиотеке», потому что это отсылка к сериалу «Доктор Кто». А потом мы подумали: почему бы не «Теория большого чтива» — отсылка к «Теории большого взрыва». Так вот и получилось.

Помнишь свое первое видео? Ты удаляла первые ролики или оставила? И как решиться на съемку первого видео?

М.П.: — Все мои видео остались. Это моя память и опыт. Мне кажется, это забавно.

Наверняка популярный видео-блог — отличная помощь в переговорах с издательствами. Ты — человек пишущий, скажи, идея публиковать роман родилась до создания канала или уже после? И расскажи немного о твоей книге, о чем она будет, где планируешь издавать?

М.П.: — Я пишу личную вещь и не так уж стремлюсь ее издать. Мой роман жанровый, поэтому, если дойдет до издательства, он, скорее всего, попадет в какую-нибудь серию, а я этого не хочу. С другой стороны, хороший пример — Оля Миклашевская, которой как раз-таки удалось издать книгу, благодаря медийности. Она попала в серию «Звезды рунета», куда попадают люди, уже популярные в сети. У издательства появляется готовая пиар-площадка.

Как ты набирала подписчиков? Люди сами приходили к тебе или же ты делала рекламные посты?

М.П.: — Пока все получается органично. Разве что пиарилась в крупном паблике ВК «Чаепитие в графстве Чешир». Это было, можно сказать, «по знакомству» — я давно администрирую этот паблик.

Ты встречаешься с подписчиками? Тебя узнают на улицах? Как относишься к этой стороне популярности? Нравится ли тебе это или кажется странным?

М.П.: — Для меня популярность — это, скорее, побочный эффект.  Раньше я строила планы, как стану популярным блогером, сейчас этого уже нет. Меня больше радует, что есть определенное количество людей, которым я смогла помочь. Это — мое вдохновение.

Как думаешь, нативная реклама и реклама с пометкой о спонсорском посте срабатывают одинаково? Или же нативная, все же, лучше воспринимается пользователем?

М.П.: — Я люблю питерского блогера Славного Друже, он снимает обзоры доставки еды и кулинарные темы. Мне нравится его позиция в этом плане: доверие подписчиков дороже, чем деньги. Он обязательно скажет, что этот обзор был заказан. Я придерживаюсь такой же позиции в своем блоге. Оплата не означает, что я изменю свое мнение, максимум, что я корректирую — это подачу.

А с издательскими заказами все просто: я говорю, что смогу прочитать книгу только через полгода, но в ближайшем видео о покупках показываю ее всегда.

Пишешь ли текст к видео заранее или это экспромт? Как относишься к различным челленджам, пранкам и прочим трендам?

М.П.: — Я никогда не задумывалась об этом специально. Сначала я вела блог примерно так же, как все остальные: пыталась составлять сценарии. Быстро поняла, что это слишком затратно. Я не составляю подробный текст перед записью видео, но составляю примерный план того, что мне нужно упомянуть.

Что касается этих форматов, они для меня, как поедание конфеток. На самом деле, я и сама люблю иногда посмотреть такие видео, многие челленджи бывают очень милыми. Это такой заряд — не информационный, а, скорее, эмоциональный.

У нас существует такая движуха в буктьюбе — буктьюб-сюрприз. Когда рассылаются посылки с книгами: собирается список, куратором это все перемешивается, то есть ты не знаешь, что именно тебе придет. А потом посылка вскрывается на камеру. И это всегда огромное количество позитива, хотя никакой интеллектуальной нагрузки. И мне кажется, что иногда полезно разбавлять такими вещами свой контент. С другой стороны, аудитория буктьюба часто негативно воспринимает челленджи как раз поэтому.

Как сегодня выглядит российское буктьюб-комьюнити? Смотришь ли ты зарубежный буктьюб? На кого стоит равняться российским буктьюберам?

М.П.: — Я не всегда слежу за комьюнити, но могу сказать, что оно довольно сложившееся: есть даже «Подслушано буктьюб». Мне раньше казалось, что люди не будут воспринимать именно книжные видео, что они привыкли к такому формату, как «This is хорошо». А буктьюберы просто говорят на камеру, без каких-то фишек. И не всегда понятно, какая именно подача зайдет: кто-то говорит медленнее, кто-то — быстрее. кто-то делает обзоры не тех книжек… Поэтому я боялась, что эта тема может не зайти. Но сейчас буктьюб-сообщество растет, и это меня радует.

Какие форматы интересны аудитории: обзоры/рецензии на какие-то определенные книги или что-то вроде списков «20 книг для детей»?

М.П.: — Я люблю списки, но не «Книги, которые должен прочитать каждый» — я от них уже устала. Во-первых, большинство этих книг я читала на филфаке, а во-вторых, я понимаю, как эти списки строятся. 

С другой стороны, для человека, который не имеет специального образования, такой список — навигатор по литературному процессу. Это вещи, которые имеют определенное культурологическое значение, их важно знать.

Назови три основных тренда в блогосфере. Эксперты предрекают успех стриминговым форматам, как ты считаешь, вытеснят ли они все остальные форматы? А в буктьюбе? Что будет в приоритете, какие форматы?

М.П.: — Я мало смотрю YouTube, не хватает времени. Но я вижу, что появляется много стримов, касающихся игровой тематики, и прочих форм деятельности. Рисования, например. Нравится, что появляется много каналов, посвященных науке.

Ты не думала о том, чтобы открыть второй канал? Многие блогеры ведут и life-style и тематический блоги…

М.П.: — Прошлым летом хотела добавить академичности и поговорить о всяких литературоведческих штуках, которые меня интересуют. Но из-за нехватки времени отложила эту идею. Иногда думаю о лайф-стайле в таком ключе — рассказать о каких-то интересных местах в Питере, не выходя за пределы книжных тем, с которыми и так связана вся моя жизнь.

5 ошибок буктьюбера:

  1. Снобизм. Всегда отталкивает такое мнение: «Я читаю только интеллектуальную литературу». Это попытка себя ограничить и неэтичное отношение к литературе.

  2. Обзор исключительно популярных вещей. У меня такая проблема: я редко говорю о чем-то действительно популярном, теряю часть аудитории. Мне тяжело идти против себя и снимать видео про книги, которые, вроде бы, популярны, но мне совершенно неинтересны. В то же время, я не смогу читать блоги об исключительно популярных книгах. Возникает ощущение, что человек не столько сам думает, сколько транслирует чьи-то мысли.

  3. Строить контент исключительно на классической литературе. Классика — это, конечно, хорошо, но важно не просто читать ее, а что-то понимать. С другой стороны, мне нравится смотреть видео блогеров, которым еще нет 20 лет и которые рассказывают, как прочитали «Портрет Дориана Грея», например. Высказывают свои мысли по этому поводу. Бывает весьма интересно.

  4. Читать книги не по возрасту. К вопросу о предыдущем пункте.

  5. Бояться делать видео про всякие книжные покупки. Пусть они не информативные, зато милые. Люди часто идут смотреть видео, чтобы получить эмоции.

Анна Неретина Автор: Анна Неретина
Поделиться
Плюсануть
Запинить
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть


Вам может понравиться