9 августа
Сергей Король: «Не превращайтесь в мамонта: мимикрируйте и отвечайте запросам аудитории»

Редактор, блогер, медиадиректор, копирайтер Сергей Король поделился собственным опытом ведения блогов, которых у него целых три, а также рассказал, как писать лучшие тексты и чувствовать тренды блогосферы.

Сергей Король: «Не превращайтесь в мамонта: мимикрируйте и отвечайте запросам аудитории»

Hello, Blogger: — Эксперты твердят о том, что для успешного блога нужен фокус, ниша, какая-то узкая тема. Согласен ли ты с этим? Твой блог можно назвать life-style, ты изначально планировал его таким? И как все начиналось?

Сергей Король: — Много лет назад я, как и все, вел блог в ЖЖ. Писал в нем всякую ерунду, бросал, снова начинал. Потом случайно нашел блог новосибирского блогера Ильи Кабанова. Такой местечковый проект. Сейчас он более известен, чем тогда.

Я зачитывался блогом, мне очень нравилось, как все устроено. У Ильи Кабанова была целая сеть маленьких блогов, разделенных по тематикам. Он называл их «медиа-империями». Я тогда не распознал сарказма и решил вдохновиться этой идеей. Так 1 апреля 2016 года и родился мой проект.

А как обстоят дела с сайд-проектом «Вещи и сны»? Пересекаются ли аудитории проектов?

С.К.: — На самом деле, у меня три блога, третий называется Madscanner. Все они — это личные проекты. Я много пишу и заливаю туда то, что я называю творческим мусором. По сути, «Вещи и сны» — это просто сетевой дневник. То, что люди раньше писали на бумаге, я пишу в интернете. Он никак не монетизируется и не продвигается. Просто пишу, чтобы осталось на память.

«Моя рассылка — очень личная и уникальная»

Как планируешь в дальнейшем развивать проекты? Может быть выпустить книгу?

С.К.: — Это было бы здорово, но вначале, я думаю, нужно получить какой-то инсайт, что-то понять о жизни и о профессии. Я пока не понял, поэтому не могу браться за это дело. Сейчас я занимаюсь платной рассылкой, которую я запустил в этом году, мне нравится. Возможно, со временем придумается что-то еще.  

Как тебе пришла идея платной рассылки? Почему не планируешь повышать ее стоимость?

С.К.: — Когда я размышлял над идеей, я долго думал над стоимостью. Сейчас стоимость моей рассылки — 100 рублей в месяц. Я сам понимаю, что это очень немного. Мои подписчики, пожалуй, готовы были бы заплатить, условно говоря, и 300 рублей в месяц — я бы получил в два раза больше. Но, в то же время, мне не хочется этого делать. Мне хочется, чтобы эта рассылка стоила минимальных смешных денег, чтобы за нее платили те суммы, которых вообще не замечаешь. Поэтому я пока не планирую увеличивать стоимость подписки, мне хватает.

Назови критерии удачной рассылки. Поделись своим опытом.

С.К.: — У меня довольно специфичная рассылка. Мне даже кажется, что у нее нет ни конкурентов, ни аналогов, по крайней мере, в России. По сути, эта рассылка выросла из моего личного проекта, поэтому пишу я ее, отчасти, для себя.

К примеру, я много читаю тематической литературы, в том числе, на английском. Понимаю, что не у всех людей есть на это время или возможность. Поэтому я пересказываю прочитанное своими словами в сжатом виде. Существуют блоги, группы в социальных сетях с такой идеей, а вот рассылок нет. Поэтому для меня она очень личная, с одной стороны, а с другой — уникальная.

Я даже не знаю, какой совет для удачной рассылки я могу дать. У меня, например, вообще нет заголовка. Меняется только текст и заглавная картинка. Я думаю, здесь все зависит от конкретного случая.

С каким числом подписчиков есть смысл вводить платную рассылку?

С.К.: —  В день запуска рассылки я получил порядка 80 подписчиков. И немножко расстроился, хотя на самом деле понятия не имел, сколько людей подпишется. Но во второй день подписалось еще сто, и я перестал переживать. И так продолжается до сих пор: каждый день подписываются люди.

«На раскрутку блога я не потратил ни рубля»

В одном из постов, посвященных ведению блога, ты говорил о том, что блог — некий фильтр, «мыслесборник», и часть текстов так и останутся в черновиках. По каким критериям ты оцениваешь пост в свой блог перед публикацией? Почему от каких-то из постов отказываешься?

С.К.: — У меня есть одна особенность, которая часто является проблемой: я очень быстро и легко пишу текст, часто даже не перечитываю его. В том числе, не исправляю ошибки. У меня отсутствует страх перед текстом, я знаю, чем начать и чем закончить в каждый момент времени.

В этом есть как свои преимущества, так и недостатки. Наверное, мои тексты не настолько хороши, как они могли бы быть после редактуры. Когда я сажусь писать пост в блог, я делаю это сразу, даже если он длинный. Никаких черновиков и подготовок.

Как стоит продвигать свой блог? Какие платные и бесплатные каналы продвижения наиболее эффективны?

С.К.: — За все время я ни рубля не потратил на продвижение блога. Просто как-то так получалось, что, когда я писал что-то действительно крутое, читатели сами распространяли посты по сети: расшаривали в соцсетях, постили в группах, публиковали в отраслевых СМИ, и как-то все в итоге получилось само собой. К слову, я не использую SEO, поскольку совершенно в этом не разбираюсь.

Как монетизировать текстовый блог? Но так, чтобы это не выглядело слишком рекламно.

С.К.: — У меня в блоге за все время не было ни одного рекламного поста. Было такое, что мне дарили вещи, я их фотографировал и писал об этом. Поэтому я не очень разбираюсь в рекламных постах, хотя по работе мне приходилось писать платные посты для других блогеров, причем, топовых. Например, для Артемия Лебедева или Ильи Варламова.  

В тот момент, я, прежде всего, исходил из категории пользы. Как редактор я не люблю писать продающие тексты, мне кажется, что это дело уходящее. Я давал читателю пользу. Например, если мы писали про джинсы, мы рассказывали историю, как джинсы появились, почему они так называются, что такое деним. То есть, по сути, платили большие деньги (десятки, а то и сотни тысяч рублей), за то, чтобы людям рассказали, что такое джинсы и их историю.  

Довольно смешно: не лучше ли заплатить за обычную рекламу, в которой тебя похвалят? Но мы верили, что с пользой придет популярность, и так оно и было, наши посты окупались. Так что даю совет: будьте полезными.

На одном из выступлений ты дал очень классный совет пишущим блогерам: «Что, если запись прочитает ОН?» Он — тот человек, который является для вас неким авторитетом?». А кто для тебя этот он?

С.К.: — Для меня это, скорее, собирательный образ, какого-то конкретного человека я перед собой не держу. Образ складывается, например, из каких-то очень крутых бывших работодателей, с которыми мне удалось поработать. Все они были очень требовательными людьми, и такой собирательный образ немножко пугает и мотивирует одновременно.

«Ценность “секретов” преувеличена. Будьте полезными и делайте свое дело хорошо»

Как вести себя блогерам, чьи посты не набирают популярность, несмотря на то, что автор полагает, что его контент безупречен? Что лучше — перестать заниматься блогингом, или упорно идти к своей цели в течение нескольких лет?

С.К.: — Мне кажется, здесь нужно говорить о двух вещах. Во-первых, в России, да и вообще в интернете, людей, которые пишут регулярно, очень мало, и у большинства всегда есть этот большой недостаток, как мне кажется.

Никто не обращает внимания на такой момент: чем больше блогов, тем лучше. Ниша совершенно не заполнена, и чем больше ты пишешь, тем лучше для тебя: вероятность найти себя и занять нужную нишу равна 100%. Можно представить себя работодателем на перенасыщенном рынке кадров, когда нам нужно нанять программиста, их свободна тысяча человек, как и читателей: мы в любом случае своего найдем.

Во-вторых, ведение блога — это тяжелая работа.Часто ко мне приходят клиенты с желанием создать корпоративный или личный блог, и они хотят увидеть отдачу через 2-3 месяца. Так не бывает. Нужно осознавать, что первый результат будет виден не раньше, чем через год. От этого понимания и нужно отталкиваться: если есть время и силы работать год без особой отдачи, то стоит продолжать, если нет — займитесь чем-то другим.

Ты много читаешь, много времени проводишь в интернете, как строится твой день? Какие идеи тайм-менеджмента ты используешь для того, чтобы все успевать и планировать свой день?

С.К.: — Я очень люблю утро, до 11:00. Это самое продуктивное время для меня, и я стараюсь не занимать его встречами и повседневными делами. Стараюсь провести его дома и поработать максимально активно. Я очень люблю завтрак, он меня мотивирует и подзаряжает: можно поговорить, обсудить какие-то дела.

У меня нет проблем с прокрастинацией. Как я уже говорил, легко пишу тексты, и когда нужно писать, просто сажусь и делаю это. Никаких особых секретов по тайм-менеджменту у меня нет.

«Редактор, коммерческий писатель и блогер» — это твой персональный бренд. Расскажи, как правильно выстроить его? С чего начать? Как выбрать правильное позиционирование?

С.К.: — Я не знаю, что считать успешным личным брендом. Мне кажется, что это преувеличение, потому что лично я ничего для этого не делал. Просто я шесть лет писал блог, писал статьи в различные отраслевые медиа, никогда не отказывал и почти всегда делал это бесплатно — мне просто было интересно. Вот так постепенно и выстроился личный бренд.

Мне кажется, что ценность всех советов и секретов очень сильно преувеличена. Люди, которые заявляют, что они научат других строить личный бренд, дурят людей, хоть это и грубо прозвучит.

Лучший способ — это хорошо делать свое дело, и успех придет. Волшебной таблетки не существует.

«Важнее глубинные вещи, их труднее понять, осмыслить, впитать»

Как пользоваться модным форматом storytelling?

С.К.: — Мне кажется, просто переименовали то, что и раньше существовало. Интересная история всегда была востребована среди читателей. В 90-х наша реклама делалась по принципу продажи слова. Казалось, что есть определенные магические фразы, после которых товар обязательно купят. А сейчас возвращается интерес к чистым, незамутненным историям.

Если говорить про storytelling, мне кажется, очень важно не стесняться и говорить как есть. У нас почему-то есть склонность все приукрашивать: стартапер поехал к инвесторам, обо всем тут же договорился, запустил проект и разбогател. Эту историю нельзя повторить, из нее ничего непонятно.

Гораздо интереснее читать, как люди едва не разорились, какие выводы из этого сделали. Честность и фокусировка на проблемах покупает куда больше, чем наигранные истории.

Что почитать, кроме продвинутой рассылки Главреда, текстовым блогерам? И, кстати, к какому лагерю ты относишь себя? Старой школы классического копирайтинга или новой школы Ильяхова, которую многие считают чересчур сухой?

С.К.: — Тут важно понимать, что это разделение весьма условно. Многие люди, которые критикуют Ильяхова, до конца не понимают инфостиль. Странно критиковать текст за сухость и обвинять в этом инфостиль, потому что инфостиль — это просто один из способов редактуры текста. Условно говоря, любой текст в мире можно сделать в инфостиле, но это не значит, что он станет хорошим.

Гораздо важнее глубинные вещи, которые труднее понять, осмыслить, впитать, научиться им. Это дидактика, это структура статьи, ее идея, забота о читателе. Все то, что инфостиль подразумевает, но выносит за скобки. Важно научиться этим вещам, понимать их, и после этого можно критиковать все что угодно.

Я ближе к сторонникам инфостиля: я не люблю продающий текст, не люблю их писать — всегда отказываюсь от такой работы, и я не видел на практике достойных примеров.  

Я советую читать как можно больше художественной литературы, как бы это странно ни звучало. Потому что я уверен, что стиль — это начитываемая величина. Чем больше ты читаешь, тем круче будешь писать. Можно почитать прикладных авторов. К примеру, «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Она прекрасно учит чувству языка.

Также хорошо отношусь к бизнес-издательствам и деловой литературе, но такие издания не всегда правильно адаптированы для читателя на нашем языке. Но мне самому немало помогли в свое время подобные книги по ведению переговоров.

Какое будущее ждет блогосферу?

С.К.: — Мне кажется, что люди неохотнее читают большие тексты. Соцсети, снэпчаты и прочие короткие форматы приучают к получению информации из малого объема текста.

Придется редакторам и блогерам как-то мимикрировать, чтобы отвечать потребностям аудитории: разбираться в «мемчиках» и учиться общаться в социальных сетях. Иначе есть риск превратиться в мамонта, который десятилетиями ведет текстовый блог для какого-то очень узкого круга стареющих читателей. Этого бы не хотелось.

Анна Неретина Автор: Анна Неретина
Поделиться
Плюсануть
Запинить
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть


Вам может понравиться