8 сентября
Ольга Соломатина: «Книги сами выбирают своих писателей»

Автор книг «101 совет по работе со СМИ» и «Писать легко» рассказывает, как пройти путь от журналиста до настоящего писателя.

Ольга Соломатина: «Книги сами выбирают своих писателей»

Все мои книги сами меня выбрали. У меня не было выбора — писать их или не писать. Я верю, что книги сами выбирают писателей. Не знаю, справедливо ли это наблюдение и для авторов, которые пишут для укрепления собственного статуса эксперта одну или две книги, и на этом останавливаются.

— Дорогая, теперь нужно написать книгу. — Сказал муж, когда моей практике бизнес-тренера было всего пару месяцев.

И показал мне книги всех известных коллег. Я растерялась, потому что совсем не была уверена, что мне уже есть, о чем написать, что у меня есть на это право. Но муж был непреклонен. Теперь я и сама понимаю, что статус эксперта присваивают себе самостоятельно, а потом люди либо соглашаются с ним, либо рассказывают, что король голый. Можно годами ждать призвания и корону специалиста №1, а можно написать книгу и самому назвать себя экспертом.

Любопытно, что после выхода книги, с писателем происходит метаморфоза: к нему начинают приходить только его клиенты. Они читают книгу, соглашаются с автором и приходят. А те, кто плюется и думает иначе — никогда не покупают билет или консультацию. Поэтому книга — универсальный инструмент представить себя и притягивать своих, отпугивая чужих. Ведь, согласитесь, вы не можете нравиться всем. А, как показывает мой опыт, чем ярче автор, тем меньше полутонов — его либо обожают, либо ненавидят. Ничего не поделаешь.

Например, мою первую книгу «101 совет по работе со СМИ» журналисты назвали вредными советами, а пиарщики и эксперты, которым приходится общаться с прессой, полюбили. Книга переиздавалась больше 10 раз и по ней меня до сих пор находят и приглашают вести медиатренинги. Точно так же произошло со второй книгой, «Писать легко». Мне даже забавно читать прямо противоположные отзывы о ней на Озоне. И, минимум, пару раз в сезон звонят со словами: «мой начальник прочитал вашу книгу и решил провести по ней тренинг для коллег». «Писать легко» стала итогом 20 лет работы в «Коммерсантъ» автором и редактором. В ней — весь опыт, накопленный мной в информационных жанрах. Но вначале был одноименный курс, и поэтому книга быстро приняла структуру учебного пособия с самостоятельными заданиями — самоучитель для тех, кто хочет хорошо писать.

А потом тему подсказали сами участники курсов. Я больше шести лет вела этот курс и заметила, что текст — такой же способ самовыражения, как картина или танец. Авторы проходят через типичные страхи и тревоги: «что обо мне или о моем тексте скажут?», «хочу идеальный текст, а пока не получается, что делать?», «как начать писать?», «где найти время?», «что делать, есть не пишется»? и так далее. На курсе мы обсуждали и преодолевали эти препятствия, а, поскольку я сама человек очень мнительный, я параллельно вела исследование собственных переживаний. Итогом стала книга «Как победить страх: 12 демонов на пути к счастью, свободе и творчеству». Самое неожиданное, что она помогла мне подружиться со своими тревогами. И многим читателям тоже: они пишут, что, хоть поначалу было и страшно всматриваться в тени на стене, но в итоге книга и упражнения из нее помогли им зажить спокойней. Во время работы над ней я опиралась на свой опыт, находки участников курсов и серьезные работы психологов и психотерапевтов. Этой осенью я хочу впервые проводить творческий курс по книге. Правда, хочу делать акцент на том, что страхи пришли нам сказать и как мы можем использовать их в качестве трамплинов.

Сейчас я пишу две книги сразу. Первая — о том, как написать книгу и превратить ее в бестселлер. Она тоже стала итогом работы с авторами, которым я помогла написать их книги. Нужно заканчивать ее как можно скорее — нам уже тесно в одном кабинете. Кроме шуток, у меня накопилось столько практики и навыков поиска сюжета, разных способов сбора информации и сочинительства, промотирования книги и дружбы с читателями, что в голове тесно и хочется скорее выплеснуть все на бумагу, чтобы не носить в себе. Пишу потихоньку и выкладываю куски в своем блоге.

Сейчас я, вероятно, прохожу новый этап трансформации себя. Когда привычное перестало устраивать, а что хочется, что изменить и как еще непонятно. Все началось с идеи переезда в Испанию, но превратилось в жизнь на две страны: там — дети, тут, в Москве, муж. Работа превратилась в дистанционную, а метания — в поиск нового способа жить. Я вдруг поняла, что выбора — оставаться или эмигрировать – для меня не существует. Я ищу третий вариант — новый способ жить. Мне скучно долго сидеть на одном месте. Уж такая я уродилась.

Раньше не было альтернативы Родины. Эмиграция казалась глобальным ужасом, событием эпическим. Сейчас эмиграция становится вполне рядовым событием, как переезд в другой город или даже в другой район. Сегодня эмиграция или перемещения по миру — это другая жизнь. Вторая жизнь, а кто-то успевает организовать и третью. Мы примерно представляем, что ждет нас на Родине. Кто-то уезжает, успев реализоваться. Дома может стать скучно. Или противно. Или бесперспективно. И тогда можно устроить дубль-2.

Другая жизнь необязательно будет легче или лучше. Но и первая — на Родине, согласитесь, — сложная штука. Вторая жизнь будет просто иной. Она — лучшее средство от скуки. Заново открываешь себя и отношения с близкими. Кто-то неминуемо отваливается. Узнаешь мир через другой язык. Как одежду, примеряешь на себя другие города, планировку квартир, время завтрака, и даже блюда. Не привычные бутеры или овсянку ем, а тост с томатами и оливковым маслом. Новая жизнь — это вызов. Но любая жизнь — вызов, если не сидеть под камнем. Жизнь одна, а стран много. Зачем себя ограничивать?

Пока идет исследование темы и поиск подходящего для меня способа жить, я завела страницу для этого проекта, назвала его «Место под солнцем» и тексты постепенно складываются в новую книгу. Социальные сети — универсальный инструмент, который позволяет проверить, есть ли интерес к тебе у аудитории, стоит ли тратить на рукопись месяцы труда. Если люди читают и комментируют, я понимаю, что стоит. Отзываются — значит, не будут читать.

Если и вы мечтаете написать книгу, но не знаете как к ней подступиться, расскажу о маленьких уловках, которые мне всегда помогают.

1. Определите, о чем вы хотите написать. Это может быть итог всей вашей работы или увлечения, которое делает вашу жизнь счастливой.

2. Заведите на столе папку и складируйте в ней любые статьи и материалы по вашей теме. Здесь же собирайте ваши мысли и размышления. Мы часто недооцениваем силу ежедневных маленьких усилий. За год ваша папка соберет материал на целую книгу, гарантирую.

3. Читайте авторов, которые вам нравятся. Подражайте им в письме.

4. Растите свою аудиторию в социальных сетях. Издатели согласятся обсуждать с вами перспективы издания книги, только если ваша аудитория приблизится к 5 тысячам читателей. Как растить? За счет информации, которую вы собираете на свою тему. Публикуйте ее.

5. Будьте настойчивы. Первую книгу в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» мы обсуждали год! Целый год мы с гендиром слали друг другу письма и уходили на месяцы подумать. Я была упорной, и однажды мы решили, что самоучитель с рабочей тетрадью — отличная форма подачи информации. Ой. Кстати, забыла рассказать вам о «Ежедневники писателя» и моем новом творческом блокноте, который скоро тоже выйдет в МИФе: «Как стать писателем за 100 дней». Вы, наверное, обращали внимание, как популярны сейчас творческие блокноты и раскраски для взрослых? Можете представить идею своей книги в таком виде? Звоните в МИФ. Только не говорите, что это я посоветовала.

Автор: Ольга Соломатина.

Поделиться
Плюсануть
Запинить
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть


Вам может понравиться