10 августа
Марина Войтович: «Не нужно кормить читателя жвачкой: в ней ни сути, ни энергии, ни правды»

Почему стоит забыть о «стодневках», как нарастить «мясо» в тексте и как бороться с болезнями российского блогинга? Копирайтер, автор блога «499 дней до 30» рассказала о том, почему сама стала блогером, как он помог ей прийти к коучингу.

Марина Войтович: «Не нужно кормить читателя жвачкой: в ней ни сути, ни энергии, ни правды»

Hello, Blogger: Марина, почему ты решила стать копирайтером с журналистским дипломом? Я имею ввиду, не хочется ли тебе очутиться в редакции, поработать «в полях»?

Марина Войтович: — Начнем с того, что фрилансером и копирайтером я хотела быть всегда. За исключением того времени, когда хотела стать фармацевтом, изучала химию и участвовала во всяких олимпиадах. Я счастливый человек, потому что у меня все сложилось так, как надо: у меня идеальное образование для того, чем я занимаюсь. Я абсолютно точно уверена в том, что я нахожусь на своем месте.

Когда я училась на втором курсе журфака, у меня был некий внутренний конфликт. Я понимала, что мне не нравится журналистика, и что в принципе журналистики в нашей стране нет, а место, где она еще есть, скорее всего, для меня не будет доступно. Весь этот когнитивный диссонанс кончился, когда я выбрала специализацию. Моя специализация — реклама и пиар. Так что можно сказать, что я копирайтер даже по образованию.

Что касается журналистской романтики, — может быть, для новичков она и существует, но я точно знаю, что ее нет. Я какое-то время работала на радио и в журналах, а во время учебы в редакции одного еженедельной газеты. Это было совсем не то, о чем снимают сериалы и что показывают в фильмах. То, зачем 17-18 летние девочки идут на журфак, они потом в профессии не найдут.

Что касается ухода из офиса, это была давняя цель. Правда, думала, что в России эта цель неосуществима. Оказалось, что если ты не можешь найти работу в городе, просто строй карьеру сам, найди пути и средства.  

«В первый день мой блог посмотрело 200 человек: это меня вдохновило»

Как ты пришла к идее блога «499 дней до 30»? И расскажи немного о том, как проходил проект.

М.В.: — Это полезный пример того, как можно использовать сторителлинг. Идея появилась так: я попросила о помощи свою подругу — коуч-тренера и гештальт-терапевта Марию Жиган. Мне нужна была пятиминутка лечения. Все это происходило ночью.

Мы созвонились по скайпу и я рассказала о своем «затыке» в копирайтинге. У меня на тот момент ребенку было 4 месяца, и, пользуясь перерывом в работе, я хотела бы все это переосмыслить. Мы поговорили пять минут, Мария буквально разорвала мой мозг своими вопросами, и через часа два родилась идея создания блога.

Я нашла счетчик времени в интернете, — на следующий день был день рождения у моей мамы, и выяснила, что, оказывается, осталось ровно 500 дней, до того, как мне исполнится 30 лет. И, учитывая, что это было уже вчера, то есть день 500 уже прошел, я поняла: вот она — лучшая метафора для моей жизни. Я такой человек, который делает все чуть позже, чем стоило бы.

И я сделала блог импульсивно, в 4 утра. Определила по дороге какие-то цели, написала первый пост и легла спать. А наутро увидела, что его уже посмотрели 100 или 200 человек. И это очень сильно меня вдохновило.

Отличное начало! А как развивался проект дальше?

М.В.: — А дальше на протяжении нескольких месяцев я писала блог вечером, как только укладывала ребенка спать. Я знала, что у меня в запасе около часа, потому что потом он проснется, и мне надо будет идти к нему.

Я пользовалась теми инструментами по таймингу, которые я описываю в блоге: 15-минутки, например. Я долго не могла составить работающий план, поэтому в первое время все мои шаги к целям заключались в том, что я писала и переписывала планы. А потом просто брала и делала хоть что-то, что могу сделать сейчас. Так прошел год. Наверное, это был самый результативный год в моей жизни за очень долгое время. Я реализовала то, на что давно не решалась, — выучилась на коуча, и сделала очень сильный рывок в плане писательского мастерства.

В какой-то момент мои цели съели сами себя. Моя цель продвинуться в копирайтинге и зарабатывать больше денег съела цель вести блог. Потому что к сентябрю это выглядело так: я укладывала ребенка спать и работала до пяти утра. На следующий день все повторялось.

Ни о каком блоге и ни о каких текстах, кроме клиентских, речи быть не могло. Так что денег-то я заработала, конечно, и средние гонорары значительно увеличила, но из-за этого просел мой блог. Это про то, что иногда, не достигая цели, ты получаешь больше, чем когда достигаешь.

В последнем посте ты написала, что главные цели были достигнуты, и у тебя есть идея для нового блога. Приоткрой немного завесу тайны: проект будет посвящен коучингу?

М.В.: — Да, активно в последнее время активно провожу коуч-сессии. Мне нравятся те темы, которые я затрагивала в предыдущем блоге: саморазвитие, прокрастинация, критика, отношение к самому себе, достижение целей и негативные последствия целеполагания. Мне кажется, что это что-то мое и это должно остаться со мной. Поэтому я продолжу писать об этом.

И я буду писать о коучинге, потому что это то, как я считаю, нужно жить всем. Когда я изучила коучинг, жизнь стала намного проще и приятнее. Еще у меня есть классная идея онлайн-тренинга — то, как людям правильно относиться к самим себе. Скорее всего, эту тему я тоже включу в свой блог.

Как ты пришла к коучингу? Это довольно смелый шаг. Почему ты решила развиваться именно в этой сфере?

М.В.: — Это про личную боль. Была у меня такая мечта — иметь личного тренера, который бы приходил ко мне и говорил: «Дружок, вставай, тебе надо сделать это, это и это. И пока мы это не сделаем, я от тебя не отстану».

Я начала искать в интернете того, кто мне бы помогал противостоять каким-то моим внутренним сопротивлениям. И так я наткнулась на понятие лайф-коучинг. Почитала и поняла, что именно такого специалиста мне и не хватает.

А потом все стало меняться и развиваться. Во-первых, профессия коуча стала очень востребованной в России. Во-вторых, появилось много людей, уже освоивших эту профессию, много программ обучения коучингу. И как-то «бац» — оказалось, что это не настолько сложно для меня.  А ведь про коучинг я думала: «Куда мне!».  

Не хочешь ли ты издать книгу на основе блога?

М.В.: — Я работала в издательстве, я знаю, как это происходит. Когда ко мне придет издательство и скажет: «Слушай, у тебя такая огромная платформа, мы думаем, что 10% от нее составит тираж».  Тогда да, тогда я издам свою книгу. Но мне кажется, должен быть такой момент, чтобы я действительно могла дать читателю свой уникальный опыт и знания. Пока это будет повторение уже известного.

«Дело вовсе не в нехватке времени, а в нехватке концентрации»

Согласна ли ты с тем, что стоит приурочить к старту блога какой-то проект? К примеру, модные сегодня «стодневки» или какие-либо эксперименты.

М.В.: — Любой проект с идеей раскачать и сделать популярным проще, чем блог Марины Войтович. Конечно, если Марина Войтович открыла какое-нибудь новое направление в коучинге, — это другое дело. Но если я просто Марина Войтович, наверное, мне нужно придумать себе какую-то контент-маркетинговую рамку, чтобы  моя работа как блогера была подъемной для читателя.

Такие проекты как «стодневка», марафоны хороши, но сам факт, что они стали штампом — это плохо. Тут надо искать какой-то новый путь. Я могла бы сделать свой новый блог и раньше, но я пока не могу найти свою рамку. Основная работа блогера, в принципе, и заключается в том, чтобы эту рамку найти и поддерживать ее.

Многие блогеры говорят о том, что у новичков не хватает времени на блог, потому что они заняты другой работой, у раскрученных — много времени отнимает реклама. Как ты рекомендуешь выстроить контент-план, чтобы не забрасывать работу над блогом и все успевать?

М.В.: — Чем дальше я живу в этом мире, тем больше я понимаю, что со временем что-то не так. Удобно сказать: «Мне не хватает времени». А дело вовсе не в нехватке времени, а в нехватке концентрации. Когда ребенок был маленький, я все равно находила в себе достаточно концентрации, чтобы заниматься блогом. Концентрация — это ключ ко всему.

А процесс ведения блога просто нужно сделать простым и легким, тогда он будет получаться сам собой. Важно найти вдохновение и давать себе разрешение быть неидеальным. Не зашлифовывать тексты и видео до идеала, а делать то, что ты можешь делать просто. Тогда можно будет поставить работу на поток.

Не так давно ты написала очень классную статью «Пора вырасти. Подростковые болезни российского блогинга». Абсолютно согласна с идеями про джентльменский набор тем и немые блоги. Очень рекомендую всем. Про ошибки понятно, а на какие три главных тенденции в блогинге ты рекомендуешь обратить внимание в следующем году? Как найти уникальность?  

М.В.: — Невозможно узнать, что на самом деле будет дальше, можно только говорить о желаемом, о своих иллюзиях. Сейчас очень модно говорить о том, что текст умирает, видео впереди планеты всей. Мне кажется, что это огромное заблуждение. Когда я училась в университете, все говорили, что вымирают газеты и журналы, остается телевидение. Но почему-то такого не произошло. Видео — это тоже текст. И то, что я сейчас наблюдаю в видеоблогинге — это огромное количество шлака, никак не связанного с читателем или зрителем. Все потому, что видеоблогер не умеет работать с текстом.

Как найти уникальность? Это вопрос не про методики, а про то, насколько хорошо ты знаешь себя. Блогинг — это всегда торговля личностью. Человек читает твой блог не потому, что его интересует каждая новинка из мира гаджетов, а потому что ему интересно, как ТЫ об этом рассказываешь. Суть в том, чтобы найти тему, о которой ты расскажешь так, как никто другой. И тогда, независимо от специфики, тебя будут читать.

«Мы живем как маленькие дети: едим конфеты и не можем остановиться»

Что блогер может позаимствовать в копирайтинге? Какие правила, касающиеся написания текстов?

М.В.: — Я не могу сказать, что можно позаимствовать в копирайтинге, но зато могу сказать, что можно позаимствовать блогеру у журналистов. У блогеров есть такая проблема: отсутствие фактуры. Я часто вижу, что работа над текстом у них строится так: автор садится и пишет.

Трумен Капоте сказал про роман Керуака «На дороге»: «Это не писательство, это печатание». У журналиста такого подхода в работе быть не может, потому что ему нужна фактура, ему нужно мясо, материал, из которого он делает текст.

Этот подход блогер обязан использовать в работе, потому что не стоит кормить читателя жвачкой, в которой нет ни сути, ни энергии, ни правды, ни информации. А еще у каждого текста должен быть заголовок. И не просто — «О чем я вам сейчас расскажу», а заголовок, проработанный с точки зрения журналистских канонов.

Многие блогеры стремятся придать желтизны заголовкам, чтобы привлечь внимание читателя. Как ты к этому относишься?

М.В.: — «Желтая» журналистика — определенный стиль работы: сенсация, скандал. Альтернатива — копирайтинг с упором только на маркетинговые темы. Это то, о чем я писала в своей статье в блоге TexTerra, — «Почему копирайтерам пора перестать слушать маркетологов и учиться писательскому мастерству». Суть в том, что многие копирайтеры используют подходы по аналогии с желтой журналистикой. Они просто исходят из маркетинговых формул: «10 лучших рецептов в создании продающих заголовков», а потом 11 рецептов, 12, 13, 15, 20. И разницы между ними абсолютно никакой.

Я отношусь к этому плохо, потому что это исключает любую внутреннюю работу над текстом. По таким заголовкам видно, что человек владеет определенными методиками, но ясно, что он даже не понимает, о чем он хотел написать, раз даже не смог нормально подобрать заголовок. Надо учиться писать и надо стараться подбирать заголовки, которые действительно будут нести в себе правду.

Как начинающему блогеру привлечь эксперта к своей теме. За журналистом стоит имя его издания, а как быть новичку?

М.В.: — Фактуру можно собрать по-разному. Это не обязательно должно быть экспертное мнение. Можно сесть и глубоко задуматься о том, в чем ты действительно разбираешься лучше всего. А потом написать об этом. И это тоже будет то самое «мясо», которого не хватает нашему блогеру.

Ты можешь спросить у окружающих людей совета и их мнения по этому поводу. Когда я писала текст про то, как критика сказывается на нашей работе и на профессиональном развитии, в какой-то момент я столкнулась с тем, что моя реальность — она, возможно, расходится с чужой картиной реальности. Я просто написала на фейсбуке: «Люди, хочу ваших историй о том, как критика повлияла на вас». Я прочитала все эти истории и поняла, что я даже под критикой имею в виду что-то другое, не то, что имеют в виду окружающие.

Поэтому если уж блогер совсем новичок, что в принципе мне кажется маловероятным для человека, который полез в блоги, — знакомься с людьми, и не просто добавляй их в друзья на фейсбуке, а смотри, что это за человек, интересуйся его жизнью. Постепенно ты соберешь вокруг себя людей, у которых ты сможешь просить совета, комментариев и рекомендаций. В принципе, все сводится к журналистике.

В блогинге надо «шевелить попой», а не просто сесть и печатать текст. И на это стоит обращать внимание.

Как копирайтер ты наверняка сталкивалась с воровством текстов или тем. Как защититься от этого? И стоит ли вообще переживать за то, что такие ситуации с вами могут произойти?

М.В.: — Я часто сталкивалась с воровством моих текстов, и в копирайтинге, и в блогинге. Сейчас у меня такой уровень дзен, что я могу себе позволить посмеяться, а раньше меня брало бешенство.

Но со временем я поняла, что если ты не хочешь, чтобы воровали твой интеллектуальный труд, не воруй чужой интеллектуальный труд. Вместо того, чтобы качать книги из интернета, покупай их. Вместо того, чтобы воровать музыку, покупай ее на легальных источниках.

У нас в России интеллектуальный труд не ставится ни во что. Многие не чувствуют, что он имеет выражение в цене. Но постепенно ситуация меняется. Когда большинство поймет, что интеллектуальный труд имеет денежный эквивалент, мы перестанем воровать контент. А сейчас мы живем как маленькие дети: дорвались до большого количества конфет, едим их, и не можем остановиться. Бороться с этим бессмысленно, лучше просто постепенно менять направление ветра.  

Анна Неретина Автор: Анна Неретина


Вам может понравиться