10 января
Редактор, соавтор книги «Пиши, сокращай» Люда Сарычева: «Главное — хорошо знать, о чем пишешь и говоришь, уметь структурировать мысли и быть дотошным»

Как помогает личный блог в профессии? Как продавать текстом? Как редактировать готовый текст? Об этих важных вопросах, а также о том, тяжело ли работать с Главредом Максимом Ильяховым, ставшим культовой фигурой современности, мы поговорили с Людой Сарычевой.

Редактор, соавтор книги «Пиши, сокращай» Люда Сарычева: «Главное — хорошо знать, о чем пишешь и говоришь, уметь структурировать мысли и быть дотошным»

Блогосфера — это новые медиа? К какому направлению можно отнести информационный стиль?

Люда Сарычева: Я бы не стала выделять информационный стиль в отдельное направление. Скорее, это правила здравого смысла, о том, как писать хорошо. Принципы, которые пропагандируем я и Максим Ильяхов, вполне применимы и к журналистике, и к блогингу.

Зачем тебе блог? Ты с его помощью продвигаешь себя как эксперта или просто хочется в нем выразить свое мнение?

Л.С.: В студенческие годы я работала журналистом, а потом решила устроиться на работу посерьезнее и ушла в банк. Но скоро заскучала и захотела вернуться к редактуре. Чтобы как-то начать продвигаться в этом направлении, завела блог. Писала там о книгах по профессии и заметке о работе с текстом.

Сейчас блог помогает мне создать экспертность и репутацию, показать мои принципы работы. Если ко мне обращаются клиенты, чтобы написать текст, они уже знают, чего ожидать.

Скоро я планирую обновить блог, чтобы он был удобнее и современнее.

sarycheva

«Самый главный критерий сильного текста — польза для читателя», фото из личного архива

Получается, блог помогает прокачать те навыки, которые тебе нужны будут в дальнейшем. Нужно ли тем, кто работает с текстом (в широком смысле этого слова), профильное образование: журналистское, филологическое или еще какое-то смежное?

Л.С.: Я думаю, профильное образование не обязательно, главное — хорошо знать, о чем пишешь, уметь структурировать мысли и быть дотошным. Однажды у нас с Максимом на курсе был участник — финансовый директор. За два дня на курсе он написал интересную, структурированную статью и подобрал классный иллюстрации, а потом за одну ночь научился верстать в хтмл и собрал статью в вебе. У него не было профильного образования и опыта в редактуре, но статья получилась отличной. Всё благодаря дотошности.

С филологами бывает по-разному. Кто-то любит информационный стиль, а кто-то ругает. Некоторые считают, что он портит русский язык, убивает патетику и художественность. Обычно, у таких авторов статьи получаются неструктурированными, а язык витиеватый. Такое сложно читать.

Как ты сама оцениваешь свои тексты перед публикацией?

Л.С.: Самый главный критерий — польза для читателя. Иногда меня разозлит чья-то статья или кто-то не прав на работе, и мне хочется об этом написать. Я пишу, а потом удаляю, потому что это гнев без пользы. Знаю, что Максим такие статьи переписывает, пока они не станут полезными. А мне написать гневный текст помогает успокоиться и продолжить заниматься делами. Я стараюсь писать так, чтобы в жизни читателя что-то изменилось: он понял, как что-то делать лучше, нашел ответ на вопрос, по-новому посмотрел на проблему, узнал новое.

Второе — структура текста и понятность. Структура — как подавать материал, чтобы читателю было легко в нем ориентироваться. Понятность — как помочь разобраться читателю, который не в теме или не владеет терминологией.

И, в последнюю очередь, редактура по словам: где можно заменить слово, где сказать проще, где удалить слова без потери смысла.

Получается три аспекта:

Ты заняла первое место при поступлении в Школу редакторов бюро Горбунова. Сложно ли тебе было?

Л.С.: Задание отправляла в последний момент: долго вынашивала идею, а сделать никак не получалось. Но, поскольку у меня уже был опыт работы с Максимом Ильяховым, и я представляю, какие требования бюро предъявляет к работам, мне было проще, чем другим. Хотя я не ожидала, что займу первое место.

Сейчас задания стали сложнее. Я поступала в первом наборе и делала серию плакатов о тексте. Теперь ребята пишут статьи о теории струн, и для этого нужны дотошность и терпение.

Хорошо, поступить сложно, но возможно, а как тебе было учиться?

Л.С.: Учиться сложнее, чем поступить. В школе все жестко с дедлайнами: неделю учишь лекции, а в пятницу, до 12 ночи сдаешь тесты. У меня 3-4 часа в неделю уходило на это, зато я здорово прокачалась в основах дизайна.  

pishisokrashaj

«Ту планку, которую задирает Максим Ильяхов, я тоже разделяю», фото из личного архива

Как тебе работалось с Максимом над книгой? Для многих это недостижимая величина. Не боялась ли ты такой ответственности?

Л.С.: В жизни Максим гораздо проще, чем кажется со стороны (улыбается — прим. авт.). С ним и легко, и тяжело одновременно.

Легко потому, что мы большие друзья, мы разделяем многие взгляды и принципы работы, и это помогает. А тяжело в том плане, что Максим очень много знает и всегда идет вперед, приходится за ним успевать. А еще он не стесняется в выражениях, когда критикует, некоторые авторы на это обижаются. Но мне нормально.

Ту планку, которую задирает Максим, я тоже разделяю, поэтому у меня не было такого: «Ооо, опять надо что-то доделывать...». Поэтому я писала параграф, Максим проверял, комментировал, и я исправляла. А потом еще раз и еще. И всё это надо было делать это в верстке, чтобы аккуратно выглядело в книге. К моим комментариям Максим тоже обычно прислушивается и  придумывает, как сделать лучше.

А довольна ли ты результатом?

Л.С.: Работа была сложная, но классная, мы оба очень довольны. Книга получилась отличная. Многое, что было в рассылке Главреда, мы подали лучше. Было сложно, потому что многие моменты приходилось согласовывать с издательством, были технические ограничения — планка была высокой, и сроки были ограничены. Но тот результат, который получился, нас очень радует. И у читателей такие же отзывы.

Давай поговорим о рекламных постах: как писать качественные тексты?

Л.С.: Это зависит от того, что мы продаем. Брокерский счет в банке и белье из интернет-магазина — разные вещи, разные механизмы принятия решения о покупке. Если мы продаем диеты Ксении Бородиной, то там, естественно, информационный стиль не подойдет, там совсем другая аудитория.

Я пропагандирую и использую в своей работе максимально честный текст, который даже в рекламе рассказывает о недостатках продукта, или о том, кому этот продукт не подходит. Так мы прорабатываем ожидания у потенциальных покупателей и завоевываем лояльность. Это принцип уважения и заботы: насколько мы уважаем читателя, чтобы позволить ему принять взвешенное решение о покупке? И насколько мы заботимся о том, чтобы продукт ему понравился?

Мы надеемся, этот принцип будут применять именно в рекламе. Тогда мы сформируем культуру честных отношений между продавцом и покупателем. Хотя маркетологи с нами часто спорят по этому поводу.

Может ли текст продавать?

Л.С.: Текст — ограниченный канал передачи информации, которым сложно убедить. Если мы поместим на страницу фотографию телефона, а на другой расскажем текстом о нем (телефон с сенсорным экраном, блокировкой по отпечатку пальца и крутой цветопередачей), то первая страница победит.

По-хорошему, текст должен быть привязан к демонстрации товара. Поэтому мало уметь хорошо писать, надо создавать информационный продукт: с иллюстрациями, видеороликами, инфографикой и всем, что поможет лучше представить товар.

Но нужно помнить, что угодно можно сделать еще лучше.

Напоследок хотелось бы узнать, какие книги ты читаешь по профессии? Кого можешь назвать фаворитом?

Л.С.: Для основ по редактуре — это «Элементы стиля» Странка и Уайта. Еще полезной для работы оказалась книга «История на миллион долларов» Роберта Макки. Она о том, как писать сценарии. Учит создавать конфликты, находить детали, описывать героев.

Чтобы создавать информационный продукт, отличная книга — «Редактируем дизайном». Рассказывает, как управлять вниманием читателя, куда ставить текст относительно картинки, как набрать заголовок.

О том, как структурировать текст и брать интервью, есть хорошая книга «Прикладная журналистика».

Еще одна — «Как новые медиа изменили журналистику». Книга вышла в этом году, я только начала читать.

Кроме книг, читаю рассылку о дизайне, советы на сайте бюро Горбунова и рассылку редактора Сергея Короля.

Анна Неретина Автор: Анна Неретина


Вам может понравиться