16 января
Эксперт по личному брендингу, автор проекта «ЯБренд. СамоPR_без_Б» Калина Яркина: «Персональный бренд — не волшебная таблетка, он нужен не всем»

Основатель и руководитель Центра Персонального Брендинга Калины Яркиной, управляющий партнер и ведущий эксперт в «БиZSезон» о том, почему все сошли с ума от личного бренда, и о том, что с этим всем делать. 

Эксперт по личному брендингу, автор проекта «ЯБренд. СамоPR_без_Б» Калина Яркина: «Персональный бренд — не волшебная таблетка, он нужен не всем»

Как работаете над личным брендом со своими клиентами?

К.Я.: Мой тренинг проходит на закрытой площадке, я набираю маленькую группу (до 20 человек). Потому что перед тем, как человек оплатит участие, я провожу индивидуальное собеседование. Я спрашиваю, для чего ему личный бренд, какие цели и задачи он ставит.

Если человек говорит: «У меня есть тренинг, я хочу его быстро продвинуть и продать», ему нужны другие каналы, а не развитие личного бренда. Тогда мы начинаем работать под конкретную задачу.

Если же говорит, что он на рынке уже какой-то определенный промежуток времени, но хочет выйти на более серьезный уровень и по-другому подойти к работе, тогда — да. Мы начинаем анализировать, что у него есть сейчас, какой у него информационный след в сети, делаем репутационный мониторинг.

Однако сказать об этом «на глазок» невозможно. Все надо рассматривать  индивидуально. И потом, каждый строит личный бренд для чего-то, как правило, для продвижения проекта, для привлечения клиентов, увеличения продаж.

А есть люди, которые заранее понимают, что лет через пять они пойдут, к примеру, в политику, поэтому уже сейчас им надо задумываться о том, чтобы набирать себе электорат, лояльность, чтобы показывать, что на самом деле он уже ого-го сколько лет хороший человек.

Когда вы начинали, вы имели какую-то концепцию по личному бренду?

К.Я.: Нет, все было по наитию. Только два года назад я серьезно занялась личным брендом, когда эта тема стала выходить на что-то структурированное. Я осознанно поняла, что сама являюсь бизнесом, и для меня, в принципе, работают те же механизмы, как и для продвижения бизнеса. Есть название — мое имя, и есть система маркетинга, с помощью которой я сама себя продаю, сама себя продвигаю.

Из этого понимания плавно родился «БиZSезон»? На каком этапе это произошло?

К.Я.: Постепенно я поняла, что в интернете есть направления, которые являются реальным бизнесом. Захотела превратить свой офлайновский опыт в интернет-продажи. Тогда появился консалтинг. И я снова задалась вопросом: «Как клиенты будут меня искать?».

Придумали «БиZSезон», но вопросы оставались. Это сейчас проект легко найти в поисковой выдаче, если ввести мою фамилию и имя, а тогда все было не так.

Фото: из личного архива

Не страшно было менять имя на творческий псевдоним? Все-таки это не очень характерно для серьезных интернет-проектов.

К.Я.: Ирин Яркиных, на самом деле, в сети немало, и когда меня начали спрашивать, как меня искать по аватару среди нескольких тезок в социальных сетях, — это был первый маячок, я задумалась о том, как меня видят мои клиенты со своих мониторов.

Это было около трех лет назад, я тогда впервые провела мониторинговый аудит и поняла, что мне надо что-то придумывать со своим именем и как-то отстраиваться от тех девочек, которые являются моими полными тезками.

У меня ушло много времени на поиск решения, пока клиент просто не сказал мимоходом в разговоре: «Иринка, ты — калинка, как же здорово, ты, как ягода калина: и полезная, и горьковатая». Видимо, мозг был «беременный» этой идеей, и я решила выбрать  такой псевдоним: Калина Яркина.

Конечно, был страх: как это так, вдруг взять и назвать себя другим именем? Сложнее было не в интернет-пространстве, а уже с теми клиентами и с тем окружением, которое уже знает меня. Все воспринимали как очередную выходку. Было небольшое сопротивление, но в принципе тоже приняли быстро.

Как вы оцениваете то, что все начали активно продвигать себя? Как вы считаете, есть ли какие-то темы или ниши, в которых личный бренд не играет роли?

К.Я.: В личном бренде видят очередную волшебную таблетку, с помощью которой можно нарастить аудиторию и выстроить успешные продажи. Но происходит какой-то перекос, подмена понятий.

Люди часто не понимают свой потенциал: важно рассказывать о себе и о своем бизнесе рассказывать через себя. Только тогда лояльность увеличивается в разы.

Но личный бренд нужен не всем. Кому-то совершенно не нужна публичность, и она может навредить.

Как вы относитесь к черному пиару?

К.Я.: Конечно, я против теневых методов, но, так как проработала много лет в рекламе, понимаю, что даже плохая реклама — это все равно реклама.

Возвращаясь к сети интернет: помните, Сергей Минаев написал негативный отзыв о гостинице, которая его не поселила у себя без паспорта? Все, кто есть в соцсетях, знают про этот случай. Что сделал человек? Разместил отзыв на своей страничке, и конкретный бизнес просто пострадал. Правда, они быстро среагировали, подтянув адвокатов бренда.

Здесь двоякая ситуация: вроде бы пострадала репутация. Но раньше мы про эту гостиницу не знали. Теперь знаем. Я, правда, не помню, как она называется, но если ввести в поисковике «гостиница Минаев», она появится. Что это было? Пиар-ход или действительно жизненная ситуация? А какой это пиар — черный или белый? Сложный вопрос.

Для какого-то бизнеса это черный пиар, а для другого вполне нормальный. Если это приносит клиенту ожидаемый нужный результат и он заранее понимает, на что идет, то пожалуйста.

Фото: из личного архива

Когда выбираешь мастер-класс или тренинг, в основном идешь на конкретного человека, который тебе нравится. Но бывает такое, что в итоге разочаровываешься. Можно ли по каким-то косвенным признакам понять, что перед тобой не совсем профессионал?

К.Я.: Мария Губина и Майя Богданова как-то поднимали такую тему: хорошо это или нет — возвращать оплату за тренинг. Народ высказывается по-разному: кто-то говорит, что не пойдет к тренеру, который заранее гарантирует возврат средств, это показывает его неуверенность. Но я считаю наоборот: если я ставлю в договоре пункт о возврате средств, значит, я уверена в своих услугах. Вот это и есть косвенный признак.

При этом я обязательно предупреждаю, что если просто прийти на тренинг и ничего не делать, то результата не будет 100%. Если пришли и сделали хотя бы 20-30%, то обязательно будет какой-то результат, который я описала при презентации пакетов. А если вы сделали все, как мы сказали, а результата нет, то грош нам цена с вами вместе взятыми, и мы вернем деньги.

А вы лично сталкивались с подобной ситуацией?

К.Я.: За все время у меня было два возврата, еще один человек оплатил и пропал.

У одной женщины случилась личная трагедия, она сказала, что просто физически не сможет сейчас работать, а вторая сказала, что она не рассчитывала на такую насыщенную программу и что придется вкладывать столько еще и личного времени, и писать, и общаться в скайпе, поэтому дальше не сможет проходить тренинг. А раз человек не хочет идти вперед сам, зачем его тащить к результату за волосы?

Я считаю, что это вполне нормально, потому что тренинг — это товар. Для меня важнее сохранить репутацию. Бывают и обратные ситуации. Есть люди, с которыми мне неприятно работать. В этом случае я тоже возвращаю деньги и отказываюсь от сотрудничества.

Проводите ли вы бесплатные мероприятия?

К.Я.: До определенного момента проводила и все еще продолжаю иногда. В основном по просьбе партнеров. Но я против бесплатных вебинаров или тренингов. Пусть он будет стоить 300 рублей, но это уже фильтр: оплаченные деньги мотивируют человека. Кто-то относится к деньгам как к энергии, — потратив их, человек ждет отдачи в виде знаний, а есть и такие, которые считают, что раз они отдали деньги — это мотивация к работе. К тому же сейчас немало качественного контента можно найти в интернете, если кого интересует.

Блогеры также хотят развиваться именно через личный бренд, в бизнесе в том числе (например, запуск онлайн-школы или консультаций). Если он уже имеет определенную базу подписчиков, то что ему делать в первые полгода, чтобы как-то приблизиться к своей цели? Как понять, что аудитория готова покупать?

К.Я.: Нужно предложить продукт, иначе невозможно определить готовность аудитории. Нас могут любить просто за то, что мы красиво пишем на какую-то тему и делаем это бесплатно. Но как только мы даем что-то за деньги, часть обязательно отвалится. Они уйдут к тому, кто продолжает делать это бесплатно. Нужно это понимать и быть к этому готовым.

Монетизировать свой проект всегда хорошо, но нужно заранее подготовить почву. По моему опыту, каждая встреча продает следующий шаг. На бесплатной консультации я продаю платную консультацию или методичку, например. Матрица продаж должна быть заранее подготовлена.

Для блогеров хорошо работают партнерки: можно на своей площадке продавать какие-то партнерские продукты. Но надо заранее проверять всю информацию о партнерах, чтобы не обмануть свою аудиторию. 

Анна Неретина Автор: Анна Неретина


Вам может понравиться