6 сентября
Как удержать внимание читателя

«Я не дочитал. Стало неинтересно», — самая неприятная характеристика работы любого автора. Давайте попробуем разобраться, почему читатель уходит от прочтения и какими приемами можно удержать его внимание.

Как удержать внимание читателя

Вспомните своих школьных друзей. Наверняка в памяти возникнет образ того, кто собирал вокруг десятки слушателей, рассказывая, как провел лето. Задумайтесь, что так привлекало их: суть истории, харизма рассказчика, его красноречие и эмоциональность? Да, да и да. Чем насыщеннее рассказ, тем дольше хочется слушать его, а если подключается жестикуляция и мимика — повествование превращается в театральное представление, а автор становится любимым актером. Написание текста не исключение. Читатели — те же зрители, внимание которых автор удерживает текстом так же, как актер харизмой. Эпитеты, обороты, сложные предложения — фломастеры, которыми автор раскрашивает свое повествование. Но достаточно ли только их? Что еще можно применить для создания текста, достойного внимания читателя?

mood

Я предлагаю вам внимательно присмотреться к инструментам, которые способны полностью захватить внимание вашего читателя, если вы научитесь правильно использовать их.

ДРАМАТИЗМ. Согласитесь, чем интереснее закручена сюжетная линия в фильме и чем дольше сохраняется интрига, тем сильнее нам хочется досмотреть до конца. Так же и с текстом: напряженность действия, оттягивание развязки, подкрепляемое периодическим добавлением новых подробностей, — это ловушки для внимания. Читатель должен идти к развязке по тексту, как по лабиринту, взволнованный вопросом, чем же кончится эта история. 

Для придания драматизма можно использовать прием ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ, то есть сознательно гипертрофировать события и эмоции, описываемые в тексте. Этот прием прибавит значимости происходящему в сюжете, тем самым подогреет интерес читателя.

Важно: не путать преувеличение с искажением. На примере описания мирного митинга в защиту леса: «толпа была невероятно взволнована» (преувеличение) и «толпа пребывала в сатанинской ярости» (искажение). Искажение реальных фактов может спровоцировать недоверие к автору и даже вызвать раздражение. Если такая реакция не является вашей целью — контролируйте степень преувеличения.

Вернемся к кинематографу. Всегда интереснее смотреть фильм, если в нем описываются знакомые жизненные ситуации, чувства, или присутствуют герои, напоминающие нам себя или близких людей. Такой прием отлично работает и в литературе. 

Обозначим его как ВОВЛЕЧЕННОСТЬ читателя. С его помощью автору удается погрузить читающего в происходящее, сделать его частью описываемых событий, а, возможно, даже героем. Затрагивание автором общеизвестных проблем, описание чувств и ощущений, знакомых каждому, помогает читателю «увидеть в тексте себя». При помощи автора он надеется найти выход из собственной ситуации, вспомнить о чем-либо приятном или задуматься о важном, что несомненно, делает текст значимым для читателя. «Я отчетливо помню свой первый поцелуй. А вы помните свой?» — форма диалога также помогает автору установить некий контакт с читателем, способствующий поддержанию интереса к тексту.

Погрузить читателя в текст также можно с помощью описания, затрагивающего все органы восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание). Обозначим этот прием как детализация. Позволив читателю фантазировать, представить описываемое так, словно он все видит и ощущает самостоятельно, автор удерживает интерес к прочтению. Если речь идет о предмете, значимыми будут признаки предмета на ощупь, запах, вид; если о помещении — уместным будет визуальное, слуховое, обонятельное описание; для описания чувств и ощущений подойдут сравнения, метафоры. Чем больше органов восприятия заденет автор, тем глубже читатель погрузится в текст.

Важно: не переборщить. Описание каждого предмета или события до мельчайших подробностей утомит даже самого пытливого до деталей читателя.

Учитывая, что перечисленные инструменты способны утяжелить текст, рассмотрим некоторые техники, часто используемые для создания ярких пятен в повествовании. Они помогут взбодрить внимание вашего читателя и расслабить его зрение.

ПРОСТАЯ РЕЧЬ. Использование разговорной речи, просторечия и нецензурных выражений в некоторых случаях усиливает ощущение реальности происходящего в тексте, делает автора «своим парнем», выражая его человечность, живость, естественность. Таким образом, у читателя появляется лояльность не только к тексту, но и к личности автора. Кроме того, это неплохо разбавляет техничные блоки с описанием.

Важно: учитывать специфику текста, аудитории и уместность включения таких элементов речи. Мат в сказке едва ли украсит повествование, если это не сказка для взрослых.

ЭКСПРЕССИЯ. Употребление восклицаний (Вуаля! WOW! О, Боже!) добавляет ярких акцентов, «живости» повествованию и разбавляет техничность текста. Эта техника заменяет жестикуляцию и мимику, которую автор использовал бы при устном повествовании. 

Важно: понимать, что слишком экспрессивный текст может создать ощущение нервозности и истеричности автора. В фильмах некоторые актеры переигрывают, так же легко можно «переиграть» в тексте. Чтобы этого не произошло, важно сохранять в тексте ровный, спокойный тон, виртуозно чередуя его с эмоциональными, оживляющими вставками.

text

Помимо рассмотренных нами приемов стоит помнить о том, что внимание читателя рассеивает некорректное построение текста, нарушение его структуры и орфографические ошибки. Вспомнить о нюансах построения текста вы сможете здесь. А в следующей статье мы рассмотрим один из самых загадочных, но значимых инструментов писателя — авторский слог.

И напоследок хочу поделиться с вами своим любимым инструментом создания текста. Этот инструмент — душа. Любой, даже самый технически правильный текст, будет казаться пресным, если он готовился без души и искреннего желания передать читателю свое особое настроение. Поверьте, не каждый читатель оценит технику текста, но искренность и душа в нем никогда не останется незамеченной. И с этим приемом переборщить невозможно.

Натали Корнеева (@Lovekorneeva), основатель StageProject, главный редактор онлайн-журнала StageMonthly

Натали Корнеева Автор: Натали Корнеева


Вам может понравиться