24 октября
Бородатый анекдот и тонкая ирония: как шутить в блоге?

«Смутьянка» Анжела Малышева научит.

Бородатый анекдот и тонкая ирония: как шутить в блоге?

Хороший интернет-автор — автор с легким слогом. Если бы Достоевский был блогером, увы, его ждала бы незавидная судьба. А это значит, что немного хорошего юмора не помешает даже серьезному деловому посту, не говоря уж о лайф-стайл блоге. Туда шутки можно сыпать до того самого края, за которым начинается стенд-ап.

Юмор в блоге бывает двух сортов: собственно шутки типа «старый анекдот» и тонкая (или не очень) ирония. Этими нехитрыми средствами читателя можно заставить хохотать до колик. Но нужны ли нам читатели с резями? Как правило, юмор на письме все же преследует немного другие цели — оставить приятное впечатление и вызвать легкую улыбку.

Итак, анекдоты. Если бы они возникли в наши дни, то наверняка считались бы всего лишь подвидом сторителлинга. Все, что требуется от шутки такого рода — быть похожей на ситком. Описываемая нелепая ситуация и забавные диалоги — залог успеха. В статье можно позволить себе рассказать короткий анекдот по случаю или намеком вызвать его в памяти читателя («как говаривал Вовочка: "Маленькое родительское собрание — это ты, я и учительница"»). Но не забываем: в жизни полно места анекдотичным ситуациям! Смотрим в оба, делаем заметки и феерически пересказываем.

Еще один подвид анекдотов — мемы. Они бывают далеко не только визуальными. Все эти Карлы, д — дизайны и наши лица, когда шутки повторяют в тысячу раз, отлично украшают текст, если используются к месту. То есть для публики, которая отлично знает мем, и в ситуации, когда это действительно актуально (никак не спустя долгие месяцы после появления — прости, Карл!). И не больше одного мема на статью, пожалуйста! Мы же солидный блог, а не ржачный пабличек.

Однако юморить можно не только отдельными шутками, но и на уровне грамматики, лексики, общего настроения поста. Откроем тайну: в основе почти всех шуток лежит контраст — между тем, что вы ожидали/предполагали/привыкли слышать или видеть и тем, что вам сказали/показали. Что же мы можем делать ради улыбки человека по ту сторону монитора?

1. Приправлять свой текст эмоциями, направленными на читателя («Ага, попался! Не надо думать в эту сторону, Джонни…»).

2. Переделывать популярные фразы и, как вариант, переворачивать всем известные ситуации (как однажды призналась один авторов Hello, blogger Анна Неретина, «в голову мне ударил салат оливье». Какая картина! Здесь и Новый год, и салатик под пленочкой, и шампанское, и готовность к безумствам — любой русский человек моментально представил всю картину). С переделкой строчек из песен, пословиц, поговорок и т. п. все еще проще. Здесь вам и «Откуда мартышка? Из лесу, вестимо», и «Без труда не выловишь и баги из софта». Читаем глянцевые заголовки и вдохновляемся!

3. Использовать «неуместные» слова, слишком напыщенные или слишком простые («Осиянная лучами вечернего солнца, пышущая ароматами сытости и уюта, на тарелке лежала вчерашняя сосиска и томно манила к себе голодного меня»). Накручивание эпичности или лиричности в описании чего-то бытового — почти беспроигрышный вариант.

4. Пародировать и делать отсылки. Это совмещение предыдущих двух пунктов под новым углом. Вы уверены, что ваши читатели видели сериал «Во все тяжкие»? Смело начинайте рецепт борща со слов: «Йоу, никаких бичпакетов! Мы лучшие варщики, и поэтому сегодня варим красный борщ украинский на 96% и на оставшиеся 4% мой, авторский».

5. Преувеличивать или преуменьшать. Этому можно учиться у гения Гоголя с его ненасытным Пацюком и двадцатипудовым Тарасом Бульбой. Лирическая героиня вашего поста устойчива к боли, словно голый землекоп? Это просто прекрасно, потому что и звучит забавно, и познавательно (ведь все же полезли гуглить, что это за милые зверушки такие?)

6. Вставлять исковерканные слова. Метод на грани фола, но иногда чертовски действенный. Всякие «чой-та», «побегла», «мушшыны» и т. п. при неловком употреблении способны вызвать у читателя кровавые слезы. Но если они вставлены в атмосферный текст и придают окончательную завершенность мысли — браво!

7. Сочинять каламбуры. Это классика — их можно увидеть и в лучших образцах юмористической литературы, и в развлекательных пабликах. Особенно хорошо каламбуры будут звучать в профессиональной среде, где общеизвестное слово переосмыслилось в качестве термина («Мать не давала мне нормально поработать. А ведь порадоваться могла бы, что я такой самостоятельный вырос!» — в посте о сломанной материнской плате).

Общую канву шуток мы накидали. Но… рассказать на пальцах легко, а как сделать, да? Начнем с того, что шутить умеют все без исключения. Вам кажется, что это не ваша история? Вы врете. Другое дело, что юмор льется рекой не всегда и не со всеми. Ищем лучший для себя способ генерации уморительного контента!

Включить ассоциативное мышление. Целый абзац кажется слишком скучным? Выбираем в нем одно предложение и пристально вглядываемся в слова. Рано или поздно в нас шевельнется какая-то ассоциация, и худо-бедно родится шутка. Например: «…вглядываемся в слова так же трепетно, что Нарцисс в зеркало». Здесь важно: одними сравнениями и прочими «вставными анекдотами» не отделаешься. Надо уметь делать смешной фразу, в которой заключена суть: «С шубой сложились теплые отношения».

Запоминать все шутки, которые вас порадовали, вдумываться в их механику и приучать себя замечать все тонкости. Рано или поздно мозг разгонится и будет смешить вас не переставая. Даже ночью будете не храпеть, а хихикать. Шутка. Видите, мой уже перестарался.

Пообщаться на нужную тему в непринужденной форме с лучшими друзьями и мотать на ус (или даже открыто записывать) все, над чем вы хохочете.

Но! Мало шутку придумать. Надо ее еще грамотно подать. И тут тоже есть список золотых правил:

Никогда, никогда не переходить рамки приличия и быть очень осторожным с черным юмором.

Четко понимать свою ЦА и не отпускать школьные шуточки в тексте для пенсионеров.

Шутить на профессиональную тему — бесценно. Человеку особенно приятно смеяться над чем-то, понятным только избранным.

Раздувая шутку, вовремя остановиться. Юмор может быть тонко вкраплен во фразу на уровне слов, и тогда это отлично. Но если шутки и анекдоты плетутся за смыслом вашего поста, как коса длинной в три метра, то лучше ее все же отрезать. Выглядеть будет более стильно.

Лучше «пересерьезнить», чем оставить у читателя ощущение «кажется, здесь старались пошутить». Хуже насупленных бровей только несмешной юмор.

По возможности шутить на актуальные темы. В этом смысле развод Бранджелины всегда приоритетнее родительских прав Медеи.

Вот и все. Немного практики, парочка сожженных delete`ом рукописей — и вы на коне, а ваши статьи читаются с улыбкой. А что еще надо автору для счастья?

Анжела Малышева, создатель журнала «Смутьянка» для умных и красивых.



Вам может понравиться