25 октября
Как написать пост, который «зайдет» аудитории. Часть 3: Редактура

Шесть шагов к тексту, который легко читать и которому трудно не поставить «лайк».

Как написать пост, который «зайдет» аудитории. Часть 3: Редактура

В двух прошлых частях инструкции мы рассказали о наброске и черновике поста. Перед публикацией текст еще нужно отредактировать. Заметить ошибки проще, если отвлечься от текста хотя бы на сутки. Но чтобы устранить шероховатости, проверяйте текст на разные виды ошибок, причем только на один вид за раз. И предварительно мысленно наденьте маску читателя — среднего представителя аудитории. Постоянно думайте о том, чем его заинтересовать. И следуйте этим шести шагам по порядку.

Шаг 1: Проверьте баланс

Вступление, основная часть и заключение сбалансированы? Обычно вступление и заключение занимают не больше 10% поста, а 90% останется для основной части.

У всех мыслей в основной части равный вес? Наш пример — пять вещей для здорового образа жизни. Значит опишите питание, упражнения, сон, работу и отдых одинаково подробно. Если подтвердили важность сна научным исследованием, найдите такие же подтверждения для остальных элементов здорового образа жизни.


Шаг 2: Проверьте абзацы

Каждый раз, когда видите новую идею, делайте новый абзац. Примеры и байки могут быть в тех же абзацах или новых. Если поймете, что абзац слишком длинный, разделите на два или три.

Меняйте длину абзацев, чтобы избежать визуальной и смысловой монотонности.


Шаг 3: Проверьте тон

Выбранный тон подходит для темы? А для аудитории? Для стиля блога? Например, вы пишете о питании:

Орехи — источник полезных жиров. Они содержат минералы, которые важны для функционирования организма. При этом есть их приятнее, чем пищевые добавки. Есть смысл полюбить орехи, верно?

Последнее предложение — показатель тона. Меняйте его, в зависимости от аудитории. Если пишите для специалистов за 40, но выбираете профессиональный и заботливый тон, предложение прозвучит нелепо. В таком случае исправьте тон или удалите предложение.

Тон поможет установить связь с аудиторией. Вы можете написать:

Если еще не едите орехи, добавьте их в рацион. Это кажется трудным, но это не так. Чтобы постоянно есть орехи, достаточно внести их в список покупок. Тогда вы не забудете их купить и начнете добавлять в блюда и съедать несколько штук каждый день, чтобы перекусить. Вот так просто!

Здесь тон помогает прояснить тему с первого предложения. Это дружелюбный тон, которым автор показывает, что понимает проблемы читателя и знает, как помочь. Читатели сразу почувствуют связь с автором и захотят узнать больше.

Перечитывайте и думайте над тоном: приглушите его или повысьте, в зависимости от того, что нужно аудитории.


Шаг 4. Прочитайте пост вслух

Прочитайте пост вслух медленно, четко и по возможности громко. Пометьте то, что звучит неверно. Когда дочитаете, поправьте все, что отметили.


Шаг 5: Отдохните

Вы проделали большую работу, время отдохнуть. Пожалуйста, отвлекитесь от текста хотя бы на сутки. Забудьте о посте и не читайте, даже ради удовольствия.


Шаг 6: Проверьте GPS

Используйте GPS, чтобы убедиться, что двигаетесь в правильном направлении. Поскольку буквы G, P и S означают разные вещи, проделайте этот шаг трижды — один раз для G, второй — для P и наконец третий — для S.

G — grammar, грамматика
Вот составляющие грамматики, которые нужно проверить:

  1. Предложения верны с точки зрения грамматики? Может быть, вы изменили предложение «Доктор Петров говорит» на «Эксперты Американского медсовета…», но забыли исправить слово «говорит» на «говорят».
  2. Части предложения стоят на своем месте? Когда говорите о сне: «В Париже в полночь он спал уже». В предложении нарушен порядок слов. Понятнее будет так: «В полночь в Париже он уже спал».
  3. Согласованы ли времена? «Многие люди думают, что спят недостаточно, и решат спать больше». Ой! Настоящее время превратилось в будущее, предложение звучит странно. Вот правильный вариант: «Многие люди думают, что спят недостаточно, и решают спать больше».
  4. Предлоги в нужном месте? Предлоги описывают отношения существительного с другим словом в предложении. «Ешьте за столом» значит есть, сидя за столом. «Ешьте на столе» звучит как бессмыслица. Если ошибетесь в предлоге, смысл потеряется.
  5. Используете слишком много прилагательных? Прилагательные описывают существительные: «Омолаживающие, восстанавливающие, укрепляющие иммунитет качества спокойного сна…» Прилагательные как макияж. Если используете в меру, это идет на пользу. Переборщите, и получите противоположный эффект.
  6. Если в тексте много прилагательных, значит автор поленился. Учитесь передавать мысли без опоры на прилагательные.
  7. Используете слишком много наречий? Наречия описывают глаголы: «Есть быстро — вредно по нескольким причинам». Наречия также свидетельствуют о лени. Пытайтесь находить вместо них точные глаголы: «Заглатывать еду вредно по нескольким причинам».
  8. Проверьте использование слов. Фраза звучит нормально, когда ее произносят в живой речи: «Прыгать со скалы на веревке может быть вариантом отдыха не для каждого». Но когда пишите, меняйте текст на простой и понятный: «Прыжки со скалы на резинке — вариант отдыха не для всех».
  9. Следите за словами-паразитами: «очень», «реально», «ну», «так» и другими. Это «очень важно», что вы «реально очень любите», но читателю от этого будет сложно понять мысль. Эти слова используют так часто, что они почти потеряли смысл. У всех есть любимые слова и фразы. Начинаете много предложений с «ну»? Часто используете слова «только» и «даже»? Если удалите их, пост от этого выиграет.

P — punctuation, пунктуация
Каждое ли предложение заканчивается точкой, вопросом или восклицательным знаком?

Каждое ли предложение начинается с заглавной?

Кавычки расставлены верно?

Везде ли один пробел между словами и после каждого знака препинания?

Не нужно ли заменить запятую на тире или двоеточие?

S — spelling, правописание
Автоматическая проверка не поможет, если вы хотите сказать об «отравлении свинцом», а пишите об «отравление ситцем». Проверяйте правописание самостоятельно. И убедитесь, что написали верно имена людей и названия.


Все, вы закончили редактировать пост! GPS привел вас к концу поездки. Но перед тем как съехать с дороги, посмотрите, сделали ли вы эти три вещи:

  1. Прочитали план?
  2. Держали в голове аудиторию, фокусируясь на том, что ей интересно?
  3. Следовали этим шести шагам по очереди, проверяли за один раз только одну вещь?

Если нет, пожалуйста, вернитесь и сделайте это. Вы близки к финишной линии — к тому, что написать лучший пост. Будет жалко провалить все из-за ошибок.

После этого останется только нажать «Опубликовать». Делайте это спокойно. Вы дали этому посту все, что могли. И он вернет вам в тысячу раз больше, когда читатели увидят в нем пользу и запомнят вас как хорошего автора.

Это ваш лучший пост на сегодня. Ничего не мешает создать в следующий раз еще один лучший пост. Если вы повторите весь процесс, он станет проще и займет меньше времени. Так вы отточите навык и напишите много сильных постов.

Илья Новиков Автор: Илья Новиков
Поделиться
Плюсануть
Запинить
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть


Вам может понравиться