7 сентября
Дина Михална: «Будущее — за людьми, которые делают что-то свое и делятся этим с другими»

Дина Михална — блогер, фрилансер и редактор. Она рассказала о том, как с нуля поднять блог до серьезного уровня. Все проще, чем кажется.

Дина Михална: «Будущее — за людьми, которые делают что-то свое и делятся этим с другими»

Иногда читаешь западные истории блогеров и всегда прямо все идеально: основной посыл таков — «Я верила в свой продукт и все получилось». Но конечно научиться можно на ошибках и негативе. Были ли у тебя моменты в жизни, а может быть в работе над блогом, когда ты опускала руки? И с чем были связаны сложности? Как ты из них выходила?

Дина Михална: — Если честно, я не очень верю в такие гладкие истории успеха. Возможно, люди забывают какие-то сложности и трудности, как зубную боль, и искренне верят, что у них все получилось с первого раза. Хотя не исключаю, что у кого-то действительно все получается легко и просто.

Я свои неудачи не забыла. Этот блог я завела ровно 4 года назад, в конце лета 2012 года. Начинала я на диком энтузиазме: писала по 3 поста в день, придумывала темы месяца, допиливала дизайн блога. Но статистика и количество комментариев меня разочаровывали. Тогда еще не было столько информации о блогах, было непонятно, как привлекать читателей со стороны, а не друзей и родственников, Hello, Blogger тоже не было. В общем, через 3-4  месяца мой энтузиазм утих, писать в никуда мне не хотелось, поэтому я перестала писать вовсе. Потом возвращалась — и опять прекращала. А муж, который занимается моим хостингом, каждый год спрашивал — продлевать будете?

В последний раз  я начала активно вести блог года полтора назад — и делаю это до сих пор. В этом формате он мне нравится. И, наверное, из-за того, что довольна я, стали появляться и новые читатели, и ссылки на меня, и другие вещи, которые считаются показателем успешности.

Книга Барбары Шер о сканерах и дайверах многим открыла глаза на то, кто они. Ты же, как я понимаю, почти с детства об этом знала, просто не использовала данных терминов. И в блоге у тебя сочетается несколько тем, а не узкая ниша, как рекомендуют эксперты блогосферы. Так вот, интересно, как все твои увлечения уживаются вместе, и не мешает ли блогу тематика life-style?

Д.М.: — Нет, я не знала, что это нормально — увлекаться всем и сразу. Я была уверена, что обычно люди выбирают профессию еще в школе и отдают ей всю жизнь. А я даже не могу вспомнить, кем я хотела быть, когда вырасту. Да что там, мне недавно исполнилось 33, и я до сих пор не знаю!

Что касается многих тем в блоге, то этот вопрос меня волновал очень сильно. В первую итерацию, когда я только завела блог, намеренно отделив его от личного ЖЖ, я начала придумывать, про что бы такое мне писать. Да, сначала сделала блог, а потом стала думать, о чем писать. Так вот, я решила, что буду писать про удаленную работу, фриланс, организацию себя, тайм-менеджмент и все такое. Я тогда всего год как ушла из офиса, эти темы были для меня актуальны, я кое-что все еще открывала для себя. От остальных тем я намеренно отстранилась, про книжки и рисование не писала. Потом началась эта чехарда с «пишу – не пишу» и параллельным поиском формата блога.

И только когда я, наконец, осознала, что это мой личный, а не профессиональный блог, а меня лично увлекает вот это, это и еще вон то, я стала спокойно писать про то, что меня интересует и в итоге все темы в блоге гармонично сосуществуют.

Я думаю, что блоги с такой широкой тематикой имеют все шансы на успех, но если эта многотемность получается естественным образом, а не искусственным, когда люди пишут про все подряд, лишь бы только писать.

По сути, всякие разного рода деления достаточно условны. В целом, с помощью них человеку дается возможность найти себя, свое призвание, а не просто механическую работу. Веришь ли ты в это? Или же всему, любой профессии можно просто научиться?

Д.М.: — Ой, я очень не люблю категоричные деления! Например, я не верю, что бывают чистые экстраверты и чистые интроверты, гуманитарии и технари. Возможно, кому-то действительно легче от того, что ему скажут: ты интроверт, гуманитарий и холерик — тебе нужно работать тем-то и тем-то. Но я думаю, что в современном мире, где профессии так переплетаются между собой и вплетаются друг в друга, эти ограничения только мешают. Можно долго грустить над тем, что ты гуманитарий и совсем не разбираешься в компьютерных технологиях, а потом прийти работать в компьютерный журнал и выяснить, что у тебя отлично получается писать о сложном, просто и вникать в непонятные темы, параллельно объясняя их читателям. Этот пример я только что выдумала из головы, но, думаю, понятно, что я имею в виду.

Как ты придумываешь темы? Есть какие-то блоги или сайты, где ты черпаешь вдохновение?

Д.М.: — Почти все мои темы — из моей же жизни: прочитанные книги, мысли, родившиеся в поездках, личный опыт на темы, которые многих волнуют. Конечно, я читаю много блогов, причем больше всего мне нравятся те, в которых видна личность автора и в которых наблюдаешь, как этот автор развивается и растет. Иногда темы, поднятые в этих блогах, меня сильно цепляют, мыслей появляется больше, чем на комментарий под постом, и тогда я пишу о том, как я сама отношусь к ситуации, не забывая поставить ссылку на того, кто меня к этой теме подтолкнул.

Открой тайну, которая волнует многих наших читателей: как уменьшить показатель отказов в блоге? Что заставит людей возвращаться снова и снова? Ты сама следишь за статистикой? Какие показатели анализируешь?

Д.М.: — Показатель отказов в Google Analytics — это число посетителей, которые зашли в блог или на сайт и вышли, посетив лишь одну страницу — страницу входа. В Яндекс. Метрике это понятие немного расширено: если человек провел на странице больше какого-то времени (по умолчанию, 15 секунд), то он как отказ не засчитывается.

Соответственно, если блогер делится своим новым постом в соцсетях или агрегаторах, а его постоянные читатели, перейдя по ссылке и прочитав текст, закрывают страницу, они засчитываются в «отказники». Высокий показатель отказов может привести к наложению на блог фильтра АГС, поэтому на этот показатель стоит обратить внимание.

Чтобы уменьшить количество отказов, нужно каким-то образом увести человека хотя бы еще на одну страницу. В моем блоге для этого есть несколько способов, хотя я делаю это не специально ради улучшения статистики. Я ставлю ссылки на связанные посты прямо в тексте, если уже писала на эту тему. Кроме того, после каждого поста у меня есть блок с похожими постами — его автоматически создает плагин (у меня это Yet Another Related Posts Plugin для Wordpress), исходя из тэгов. А в правой колонке есть блок с популярными записями. Эта подборка тоже создается автоматически с помощью плагина Top 10. Все внешние ссылки у меня открываются в новом окне, чтобы страница с блогом оставалась открытой.

Тем не менее, показатель отказов у меня достаточно высокий — 60-65% в Google Analytics (хотя некоторые считают, что от 60 до 70% — это типичный уровень отказов). Я не специалист по продвижению, но, похоже, все эти штуки работают только с новыми читателями. Старые и так не пропускают посты и следят за обновлениями. Во всяком случае, я так веду себя с любимыми блогами.

Еще один животрепещущий вопрос: как ты монетизируешь блог? Назови те способы, которые используешь ты, и те, о которых ты знаешь, но которые просто для тебя по каким-то причинам не актуальны.

Д.М.: — Я решила не монетизировать свой блог, то есть не переводить его из статуса хобби в статус ресурса, который приносит постоянный доход. Мне кажется, что-то должно остаться просто для души. Тем не менее, я ставлю партнерские ссылки на Озон и Лабиринт (хотя деньги там получаются смешные), размещаю реферальную ссылку на обучающий ресурс SkillShare (чтобы заработать бесплатные месяцы обучения), в правой колонке у меня есть блок с ссылками на мои витрины в принтшопах и на стоках. В какой-то степени монетизацией можно считать книги, которые я получаю от издательств на рецензию. Ну и, конечно, через блог я продаю свои открытки — этой весной я завела маленький магазинчик. 

Думаю, самый лучший способ монетизировать блог — использовать его для демонстрации своей экспертности. Показывать свои работы, навыки, умение писать тексты, в конце концов. Например, в этом году я рассказывала про родной Калининград на портале MadCats.ru, проводившего в нашем городе конференцию. Думаю, что меня пригласили не в последнюю очередь из-за моего блога, где видно, как я пишу.

Я знаю, что многие публикуют рекламные статьи или вставляют рекламные ссылки, берут товары на обзор, ездят в блогтуры и пишут о них. Наверное, это самый логичный способ монетизации блога. И я не могу сказать, что он для меня неприемлем, просто в данный момент времени я этим не занимаюсь.

И не стоит забывать, что монетизация возможна только после большой работы. Вряд ли какой-то бренд будет рекламироваться в новом блоге с десятком читателей. Так что сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя.

Давай поговорим о подписчиках, как ты собираешь базу? Есть ли какие-то подводные камни, о которых стоит знать? И как ты планируешь тематику рассылок?

Д.М.: — Если честно, то рассылку я запустила только по одной причине: мы с Настей Дербасовой сделали планнер для блогеров. Такой календарь, который можно скачать, распечатать и вписывать свои блогерские или не очень дела. Хотелось как-то удобно им делиться, поэтому я решила рассылать его по почте.

Я работаю с MailChimp: этот ресурс дает возможность бесплатно отправлять письма, если количество подписчиков не превышает 2000, а общее число писем – 12000 в месяц. Подписчиков я собираю пассивно: в правом меню блога есть форма подписки – читатели сами ее находят и подписываются.

Раньше я рассылала письма каждую неделю по средам, сейчас стала реже. Поэтому ссылку на скачивание планнера я перенесла из писем на страницу, которая открывается после подтверждения емейла, чтобы подписчики не ждали, когда на меня снизойдет вдохновение, а могли пользоваться календарем уже сейчас.

Что касается подводных камней, мне кажется, важно выбрать день и время, когда выходит рассылка, например, обычно не рекомендуют отправлять письма в выходные, потому что не все проверяют почту по субботам и воскресеньям, а к понедельнику рассылка погрязнет в тонне других писем.

Ты писала пост в блоге о том, как заставить себя поработать, с того момента какие в твоей жизни появились новые методики?

Д.М.: — Да, с тех пор я перестала переодеваться и работаю в пижаме. Принципом 40-20 тоже не пользуюсь на постоянной основе, завожу таймер лишь когда очень нужно не отвлекаясь поработать, а еще начинаю рабочий день с 9, а не с 10. В остальном же все осталось, как прежде: я так же записываю все дела в ежедневник, стараюсь до обеда (это у меня самое продуктивное время) выполнить сложные задачи, а вторую половину дня оставляю дела, которые требуют меньше мозговых усилий. Непредсказуемых задач у меня стало гораздо меньше, поэтому я уже с утра представляю, как пройдет мой день.

Кроме работы в моей жизни есть тренировки, курсы немецкого языка, рисование, блог, поэтому мне приходится придерживаться строгого расписания и не особо отвлекаться на просмотр инстаграма и тому подобного, иначе работу я буду заканчивать к полуночи, а мужа видеть только спящим. Для меня это — лучший мотиватор.

Как ты советуешь вести дела фрилансерам: стоит ли заботиться о пенсии и открывать ИП? Или же это сработает в минус, нежели в плюс?

Д.М.: — Я не совсем фрилансер: у меня есть постоянная удаленная работа с трудовой книжкой и всем сопутствующим. На фриланс я беру лишь некоторые заказы. Поэтому у меня нет собственного опыта в определении своего налогового статуса. Но я знаю людей, которые создали ИП, будучи фрилансерами, и не пожалели. Как минимум, им есть, что принести в консульство, получая визу.

Но, в общем, я за легальные доходы, покупку ПО и книг. Если стану фрилансером на 100%, наверное, заведу ИП.

Я нередко встречаю текстовые блоги, в которых много ошибок и опечаток, то есть явно не помешает рука корректора, в других — плохо подобраны иллюстрации и, возможно, нужен фотограф или бильд-редактор. Как ты считаешь, стоит ли вкладывать деньги в развитие блога?

Я считаю, делать хорошо, потому что плохо получается само по себе. Вспомнила историю: как-то в ленте Hello, Blogger увидела пост про типичные блогерские ошибки, одной из которых автор посчитал косноязычие. Цимес в том, что весь этот пост был написан очень косноязычно.

При этом я не уверена, что в блог, который ведется как хобби, стоит вкладывать много денег. Хотя, насколько я знаю, услуги корректора стоят не очень дорого. Тем не менее, следить за тем, что подчеркивает Word или спеллчекер в браузере, полезно. Сейчас появилось столько блогов, что многие предпочтут не тратить нервы, спотыкаясь об ошибки и странные предложения, а уйдут читать других.

Что касается картинок, конечно, то, что вы завели блог, не означает, что тут же нужно покупать зеркальный фотоаппарат, нанимать фотографа или покупать подписку на фотосток. И на мобильный телефон можно снять отличную картинку. А если вы чувствуете, что вам не хватает умений правильно выстроить композицию, поищите советы в интернете – сейчас бесплатных уроков и курсов ну очень много!

В общем, ищущий находит, главное, осознать проблему.

Как ты считаешь, что ожидает блогосферу, интернет-СМИ, видеоблогинг и соцсети?

Д.М.: — Мне кажется, будущее — за теми людьми, которые создают что-то свое и делятся этим с другими: устраивают мероприятия, делают обучающие курсы, неважно, платные или бесплатные, делятся знаниями. Думаю, блогам, состоящим на 90% из отчетов о блогтурах и перепостов скоро придет конец. Я и сейчас не понимаю, зачем их кто-то читает. 

Анна Неретина Автор: Анна Неретина


Вам может понравиться