21 сентября
Блогеры vs журналисты: битва vs дружба

С того самого момента как появилась блогосфера, а у блогеров появилась аудитория, способная конкурировать с аудиторией традиционных СМИ, возникла и тема, которую кратко можно обозначить так «Блогеры VS Журналисты». Cоздатель лонгридов для бизнеса Tellastory Елена Асанова о том, чему блогеры могут поучиться у журналистов. 

Блогеры vs журналисты: битва vs дружба

Если задать соответствующий поисковый запрос, то гугл одарит вас десятком статей на тему, чему блогеры могут поучиться у журналистов и наоборот. Да, основания для противопоставления есть. За одними — ремесло и традиции, за другими — сила интернета и дерзость. Но как показывает западная блогосфера, качественный блог приносит своему автору и авторитет, и деньги. Поэтому блогерам с амбициями имеет смысл в свой блог вкладываться: ресурсами и знаниями. А у кого учиться работе с информацией, как не у журналистов?

Качество работы с информацией

Итак, вы выбрали тему. Например, моя звучит так: «Чему блогеры могут поучиться у журналистов?». Задавался ли кто-то уже этим вопросом? Безусловно. Поэтому если я не хочу написать еще одну статью, которая будет повторять уже написанное кем-то ранее (и не раз!), то идем в гугл и быстро пробегаемся по ссылкам: что там уже писали?

Во-первых, так мы избегаем банальных постов про одно и то же. Во-вторых, это уже кусочек вашего материала. Не оставляйте выводы только для себя, поделитесь ими с читателями, так вы избавите их от необходимости искать эту информацию самостоятельно и добавите ценности своему посту. Вот мое резюме. У журналистов можно поучиться:

Про качество работы с информацией отличный комментарий прислала мне Нелли Константинова, бывший редактор в Condé Nast Traveller, Vogue Russia, а сейчас автор и издатель блога TravelInsider.ru:

«Не ленитесь быть сами себе выпускающими редакторами и давать полную информацию читателю. Журнал всегда укажет название города, отеля или ресторана в подписи, а блогер — не всегда, а зря. Личная интонация у блогера — ценная вещь, но "мне очень понравились стулья на террасе, на них так удобно сидеть", — это, простите, дилетантская позиция. "Мне очень понравились стулья итальянской фабрики "Легкие стулья" по дизайну великого архитектора Х, который сделал весь дизайн отеля и даже спроектировал мебель — вот ссылка на сайт" — тоже личная интонация, но нанизанная на информацию. Чтобы найти эту фабрику, я перевернула стул и сфотографировала название фирмы, а потом на сайте нашла ту самую лимитированную серию и историю ее создания. Да, это заняло у меня время, но мир изменится, если вы опубликуете задокументированный и полный информации отчет, а не днем раньше — то, что называется лытдыбр или "протокол". Бесценная добавка к вашему материалу — подверстать врезку с телефонами/ контактами тех мест и людей, которые вам понравились».   

Посмотрите, например, как Нелли описывает ланч в Кастелло ди Семивиколе в итальянской провинции Абруццо: http://travelinsider.ru/route/abrucco-lanch-v-zamke/

А вот мой материал об Абруццо, посмотрите, сколько там деталей, паролей и явок и не в ущерб рассказываемой истории: http://tellastory.ru/masciarelliabruzzo

Заявил? Докажи!

Выше я написала, что прошерстила гугл на тему взаимоотношений журналистов и блогеров. И вы мне поверили? Только потому, что я привела краткие выводы по итогам своих поисков? Я вам благодарна, но этого все же недостаточно. Очень важное отличие журналистского подхода — эти ребята не делают голословных заявлений. Если это интернет-журналистика — даем ссылки, если это печатное издание — указываем источники.

Поэтому в идеале я должна была написать так. В западной медийной сфере споры о том, кто у кого и чему учиться должен, ведутся давно. Все началось со знаменитого поста Jolie O’Dell в 2010-м году. Затем тему подхватили в нашей блогосфере, об этом писали Все для блогаЛена и Никита Дацко, даже круглые столы проводили.

Ну а теперь, когда вы убедились, что информацией я владею и, как минимум, домашнюю работу по ней выполнила, я поделюсь собственным драгоценным мнением на эту тему. Кстати, мнение блогера — это тема отдельного разговора.

Разделяем ситуацию и свое мнение о ней

Когда я училась у Познера в его школе телемастерства в 2004 году, он неоднократно нам повторял, что есть журналистика факта, а есть журналистика мнения. Обе имеют право на существование, но в одном флаконе — не смешивать. Что это значит на практике? Для блогера это означает умение отделить описание ситуации от своей позиции по поводу этой ситуации.

Не «все швейцарцы — скупердяи, каких свет не видывал!», а «Сегодня мой швейцарский друг полчаса выговаривал мне за то, что я не беру в супермаркет сумку, а покупаю там пакеты; а сосед по квартире моей подруги ведет учет того, сколько электричества и воды она тратит, чтобы в конце месяца правильно разделить счет. Я начинаю думать, что швейцарцы — ребята весьма прижимистые. Или это только мне такие уникумы попались? А у вас какое впечатление?». Есть разница, правда? Блогеры ценны своей позицией, что не всякому журналисту дозволено, но  будут еще ценнее, если они научатся высказывать позицию, не припечатывая своим мнением, а разделяя ситуацию — свое мнение о ней — пространство для мнения читателя. Поверьте, оценят.

Приведу для примера два поста из своего блога.

Основано на фактах. Трилогия об учебе в Италии: как выбрать вуз, поступить в него и как финансировать свое обучение. Это самое четкое и подробное руководство по поступлению в итальянский вуз среди не только блогеров-итальянцев, но и компаний, которые за помощь в поступлении деньги берут. Эта трилогия «бомбит» с февраля по июль уже второй год, привлекая все новых читателей в блог , и я лично знаю нескольких человек, которые прямо по этому алгоритму успешно прошли поступательский квест. Здесь фактура + качественная работа с информацией + доказательные ссылки.

Основано на мнении. 10 вещей, которым можно поучиться у итальянцев. Я четко озвучила контекст, в котором я смотрю на итальянцев: я ищу, чему бы у них поучиться. И это, априори, субъективное мнение. А теперь смотрим в комментарии: народ требует объективного подхода! Почему не написано, какие они лентяи, опаздуны и балаболы?!

Отсюда видно, что блогер, который вещает свое и только свое мнение, при таком подходе скоро останется в проигрыше. Потому что оно не оставляет простора для мнения читателя, а это важно. Мой пост про итальянцев имел большой успех, только в фейсбуке его перепостили больше 10 000 раз, а уж сколько раз содрали.  Тем не менее, критика насчет необъективности такого взгляда звучала постоянно. Так что, если в большинстве своих постов вы будете придерживаться подхода: вот ситуация + вот мое мнение о ней — это только добавит вам аудитории.

Три жанра хорошо, а десяток лучше

Блогерский формат подразумевает вещание из Я-позиции. Можете оставаться только в нем – ваше право. Боитесь утомить аудиторию таким подходом или хотите ее увеличить — расширяйте палитру приемов. В частности, очень простой и очень действенный метод — приводите не только свое мнение, но и мнение других людей по теме вашего поста. Это могут быть эксперты, участники событий, ваши коллеги и т.п.

Например, в заключение этой статьи я бы хотела напомнить блогерам, что в арсенале журналистов  есть не только три жанра: интервью, статья и репортаж, — а много, много больше. Полюбопытствуйте, ведь важно не только найти интересную тему для поста, но и ее подачу.

Вот что сказала по этому поводу Ольга Соломатина, бывший редактор ИД Коммерсант, а сейчас ведущая своего курса по писательскому мастерству: «Чтобы разнообразить подачу информации, а не писать только колонки от первого лица, блогерам имеет смысл познакомиться с жанрами. Журналисты, как правило, выбирают их интуитивно, в зависимости от темы. Вторая полезная вещь — поиск сюжета или точки зрения, с которой мы будем раскрывать тему. Возьмем в качестве примера работу над моей новой книгой "Люди не деревья". Ее основная тема — мир изменился, теперь мы может перемещаться по городам и странам, жить так и с тем, с кем захотим. Смотрите, как можно по-разному на нее "смотреть". Я могу писать о своем опыте жизни в разных странах и об учебе моих детей в Испании. Я пересказываю от третьего лица истории других людей, например, как Елена и Роман пошли за мечтой Ромы стать шефом французского ресторана и оказались в Монако; как Елена с мужем начали путешествовать с помощью хаусситтинга и примерили жизнь в каждой стране "на себя"; и так далее. Можно делать подборки привычек жителей разных городов или списки сайтов с вакансиями для удаленной работы. И это только несколько вариантов сюжетов».

Согласна с ней и Нелли Константинова: «Настойчиво овладевайте разными жанрами — это придаст вашему блогу разносторонность. Например, такой формат как «24 часа в городе» — один из самых сложных и дробных, я его ненавижу, а читатели страшно любят. Приходится соответствовать. Кстати, работа с разными жанрами быстро научит вас лаконичности — сестре таланта! Вы научитесь писать о трехдневной поездке связный рассказ на 3000 знаков. И ваш читатель от этого только выиграет!».

Елена Асанова, создатель лонгридов для бизнеса Tellastory.ru и ведущая блога «Знаки в пути»



Вам может понравиться