20 августа
16 советов Сергея Короля о том, как писать лучше

Известный блогер, редактор и коммерческий писатель прочитал в Петербурге лекцию о хорошем тексте.

16 советов Сергея Короля о том, как писать лучше

Сергей Король провел лекцию по приглашению петербургского благотворительного проекта «свет.дети». Блогер и редактор рассказал, чем хороший текст отличается от плохого, как правильно браться за текст, преодолевать писательский блок и редактировать написанное. Посетители оставляли пожертвования, видео выступления доступно на сайте за «донат» от 100 ₽. Hello Blogger сделал подробный конспект лекции.

Сегодня копирайтер — это человек, который делает продукт целиком. Он правит код, рисует интерфейс в Sketch. Например, автор email-рассылок Иван Сурвилло сам запустил платную книжную рассылку: зарегистрировал ИП, сделал дизайн и сверстал лендинг, подключил платежную систему. В это время он еще учился в школе. Такие ребята придут и вытопчут копирайтеров, которые умеют только писать текст.

Чтобы научиться писать, заведите привычку раз в день писать пост в Facebook. И смотрите, чтобы люди вас «лайкали». Хороший способ понять, умеет ли человек писать, — попросить прислать пару постов в Facebook с максимальным количеством «лайков», комментариев, «шеров».

Банальный совет: лучший способ хорошо писать — много читать. Человек, который много читает, особенно художественную литературу вроде Льва Толстого, пишет лучше. Чтение Толстого «прокачивает». Не нужно копировать его словесные обороты, достаточно кусочками читать книги и получать удовольствие.

Когда пишите для соцсетей от имени бренда, старайтесь, чтобы за постами было видно живого человека. Соцсети придумали для общения людей с людьми. В Facebook, ВКонтакте и Instagram сидят люди. Они изначально не для того, чтобы там были бренды. Когда туда стали приходит компании, они стали писать «Вот вам наш новый пресс-релиз» или «Примите соболезнования». Люди такого не терпят. За постами должно быть видно человека, как у «Медузы». Его можно ругать, он иногда плохо шутит, ты ему можешь это простить или не простить.

Думайте о пользе текста. Текст должен говорить: «Вот наши условия, цены. Ты, пожалуйста, разберись, как все устроено, и сам реши, нужно тебе это или нет. Я максимально честно тебе расскажу обо всем. Твой выбор должен быть взвешенным. Не нравится — не покупай, мы не пропадем». Хороший пример — сайт франшизы «Додо пиццы». Там написано: «Да, придется пахать». Эта штука продает за счет честности.

Главные принципы хорошего текста по версии Сергея Короля. Слайд из презентации
Главные принципы хорошего текста по версии Сергея Короля. Слайд из презентации

Мясо — это то, ради чего статью будут читать. В статье «Как научить ребенка копить» мясо — это PDF-файл «Список желаний для школьников». Его распечатывают, вешают на холодильник, и жизнь немного меняется. Чтобы получилась мясная статья, сначала получите опыт. Например, чтобы написать о свадьбе, нужно жениться. Можно почитать об этом в интернете и писать, но тогда хорошей статьи не получится.

Сначала пишите, потом редактируйте. Часто ошибка: люди пишут три абзаца, потом останавливаются и думают «пойду поредактирую». Начинают убирать слова, двигать их местами. Спустя полчаса устают. В итоге у них только верхушка статьи, а под ней ничего нет. Ученые выяснили, что создание текстов и редактура — разные мыслительные процессы, между которыми нужно переключение. На это переключение тратится энергия мозга. Поэтому сначала заводите будильник на 40 минут и просто пишите. Не смотрите на текст и не считайте ошибки.

Никогда не начинайте писать с введения. В 90% случаев введение в статье вообще не нужно. Если у вас хороший заголовок, вы сразу с сути начали, можете введение удалять. И заключение тоже можно убрать почти всегда.

Если пишите косноязычно, сначала расскажите о теме вслух. Я это называю «письмо выдуманному другу»: просто проговариваю текст. Раньше я заходил в ванную, садился на бортик ванны и начинал: «Так, слушай, у нас есть…» Сам себе рассказывал и слушал. Потом я стал записывать на диктофон что говорю и переслушивал. Когда сам себе рассказывал, получилось просто супер — берешь и сразу пишешь. Позднее стал давать задания на расшифровку на YouDo.

Если не можете написать текст, возьмите листок бумаги и нарисуйте. Когда вы нарисуете, что-то в голове щелкнет. Когда я рисую, тема переворачивается внутри и укладывается как надо.

Если не можете начать, разберитесь в теме. Бывает, садишься и думаешь: нет, сейчас нет настроения. Но копирайтеру не нужно настроение. Копирайтер или редактор — это уборщица. Он должен просто книжки расставить и пыль вытереть. Когда я не могу написать, я стараюсь разобраться в теме. Лучший способ это сделать — поговорить с клиентом, узнать, чем он занимается, как его компания отличается от конкурентов. Когда все становится ясно, я не могу есть и спать, мне нужно написать. Нужно только вытащить полученную информацию из головы и вставить в текст.

Не пишите долго. Я не верю редакторам, которые говорят, что писали всю ночь. На статью уходит 40 минут — максимум час.

Никому никогда не показывайте черновик. Я встречал только одного заказчика, который мог адекватно воспринимать черновик. Остальные начинали придираться к мелочам и не обращали внимания на суть. Поэтому показывайте только чистовик.

Нельзя влюбляться в первую версию текста. Ее всегда можно отредактировать. Если для этого есть редактор, то хорошо. Это клево, когда другой человек ругает твою работу, он тебе помогает.

Вопросы, на которые должен отвечать текст, чтобы им делились. Слайд из презентации
Вопросы, на которые должен отвечать текст, чтобы им делились. Слайд из презентации

Когда человек видит материал, он отвечает себе на несколько вопросов: что это? о чем это? чем это полезно? Человек читает статью, только когда она ему полезна. Если это не так, он прочитает статью, только если в электричке едет без интернета, и это последняя открытая вкладка.

Чтобы человек поделился статьей, тема должна быть опасной, веселой или из категории «не знал раньше». В случае с опасными темами людям важно предупредить родственников. Когда им кажется, что это смешно, то тоже хочется поделиться: так я делился с мамой шутками, когда мы вместе смотрели в детстве советские комедии. Третья распространенная причина — когда всю жизнь делали вот так, а на самом деле иначе. Все это будет работать, если в статье есть польза.

Еще советы
Сергей Король: «Не превращайтесь в мамонта: мимикрируйте и отвечайте запросам аудитории»
Стать блогером: 3 шага к интересному и понятному тексту

Илья Новиков Автор: Илья Новиков
Поделиться
Плюсануть
Запинить
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть


Вам может понравиться